Лысый В.И.
Проблемы диагностики раннего детского аутизма
Ранний детский аутизм – заболевание достаточно распространенное. Между тем это нарушение психического развития недостаточно известно специалистам и семьям, в которых есть дети, больные аутизмом. Длительное время на Украине и в России диагноз “ранний детский аутизм” не ставили, обходясь диагнозами “олигофрения” и “шизофрения”. Мы придерживаемся мнения, что ранний детский аутизм – это отдельное заболевание, имеющее более благоприятный прогноз при лечении и последующей адаптации больных этим расстройством в отличие от невозможности лечения олигофрении и ограничениях в лечении шизофрении.
Одной из важных проблем при работе с умственно отсталыми и замкнутыми детьми является дифференциальная диагностика случаев раннего детского аутизма. Это особенно актуально в виду возможности их полного излечения. В литературе для диагностики предлагается феноменологическое описание этого расстройства, на практике же постановка диагноза “ранний детский аутизм” – процедура длительная и ответственная. Она опирается, как правило, на долгое знакомство с больным ребенком и опять-таки на наличие уже известных симптомов в его поведении.
Такую ситуацию в патопсихологической диагностике нельзя принять за нормальную, учитывая, что постановка диагноза на ранних сроках развития заболевания в четверти случаев позволяет вылечить это расстройство. Остро сегодня стоит проблема разработки значимых диагностических процедур, которые бы позволили четко различить ранний детский аутизм от олигофрении и шизофрении, причем сделать это как можно раньше – до 4–5 лет.
Целью нашего исследования был анализ расстройств умственных способностей детей, больных аутизмом, и детей, страдающих схожими расстройствами – олигофренией и шизофренией. Именно с этими заболеваниями часто путают на практике ранний детский аутизм: в первом случае – по причине сниженного интеллекта, во втором – из-за замкнутости и социальной дезадаптации больного ребенка.
Нашей гипотезой было предположение о наличии значимых различий в структуре интеллекта детей, больных аутизмом, и детей, больных олигофренией и шизофренией. Одной из сопутствующих задач в нашей работе была систематизация наиболее значимых симптоматических проявлений олигофрении, шизофрении и раннего детского аутизма и получение на этой базе возможности более точной и быстрой диагностики раннего детского аутизма.
Исследование проводилось на базе Киевской клинической психиатрической больницы им. Павлова и созданного при нем Центра для аутичных детей. Интеллект детей изучался с помощью методики Векслера для детей и сопоставлялся с контрольной группой. В ходе статистической обработки данных выяснились качественные отличия в интеллекте детей, больных аутизмом, от детей, больных олигофренией и шизофренией. Использование результатов проведенного исследования, в дальнейшем, позволит строить соответствующим образом диагностическую процедуру и уже на ранних этапах диагностировать ранний детский аутизм. Были выведены и обобщены клинические признаки раннего детского аутизма, олигофрении и шизофрении, которые на практике могут помочь патопсихологам, психиатрам ставить верный диагноз, делая это без латентного наблюдения за больным ребенком.
Таким образом, результаты исследования могут помочь в постановке диагноза раннего детского аутизма и в четком выделении этого расстройства от схожих с ним расстройств, таких как олигофрения и шизофрения. Перспективное направление проведенного исследования – изучение других психических свойств личности больных детей и создание в итоге батареи тестов для диагностики расстройств, связанных со снижением интеллекта и затруднениями в установлении контакта с больным ребенком.