Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом
Р. К. Ульянова
Институт дефектологии АПН СССР
Задачей настоящей работы является анализ состояния общей и тонкой моторики у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом (РДА) и описание методов и приемов, способствующих коррекции двигательных нарушений и подготовке руки к письму.
Основные признаки РДА впервые были выделены Л. Каннером (1943) и независимо от него — Г. Аспергером (1944). В дальнейшем проблемы РДА разрабатывались рядом авторов: С. С. Мнухиным (1947), М. Криком (1981). В последнее время ими занимается группа сотрудников Института дефектологии.
В клинической картине раннего детского аутизма в настоящее время считаются основными следующие признаки:
1) нарушение контакта с окружающими, уход от общения даже с близкими людьми;
2) отсутствие интереса к внешнему миру, пассивность, пугливость, боязнь любых перемен, стереотипы в поведении и занятиях, сверхпристрастие к объектам;
3) характерная задержка развития речи, общей и тонкой моторики, а также интеллектуального развития;
4) слуховая и визуальная отрешенность;
5) патологическая поглощенность предметом при отсутствии осознания его функции;
6) раннее проявление (до 30-месячного возраста) патологии психического развития.
Установлено, что РДА (синдром Каннера) встречается с частотой примерно 3—6 случаев на 10 000 детей; это, по некоторым данным, чаще, чем нарушения зрения и слуха. Известно, что аутизм сравнительно чаще встречается у мальчиков (3—4:1).
За период 1977—1986 гг. нами было обследовано свыше 170 детей с РДА в возрасте от 2,5 до 15 лет. У всех были выявлены характерные признаки нарушения общей и тонкой моторики. Приведем некоторые данные.
У всех обследованных отмечается общая неловкость, недостаточно координированная походка, дети не могут повернуться без посторонней помощи, не умеют прыгать, стоять на одной ноге, не в состоянии перешагнуть через препятствие, даже если это всего лишь узкая бумажная полоска, бросить мяч в цель, поймать его. Тонкие целенаправленные движения (нанизывание бус, шариков, колец пирамидки, складывание мозаики, попытка поставить цветы в вазу, вдевание нитки даже в большое ушко иголки, застегивание пуговиц) вызывают большие затруднения. У детей нарушено чувство ритма, им трудно ходить под музыку, выполнять под нее движения. У большинства из них отсутствуют навыки самообслуживания.
У детей отмечается снижение психического тонуса; ребенок не выдерживает малейшего напряжения, быстро истощается. Многие дети проявляют стойкий негативизм к обучению, само слово заниматься вызывает у них страх. Дети отвлекаемы, расторможены, пассивны, пугливы. С большим трудом привыкают к новой обстановке, новой игрушке, новому человеку, учебному пособию. Это крайне затрудняет работу с ними, осложняет подготовку их к школе.
Особые трудности аутичные дети испытывают при овладении графическими навыками. При письме в тетрадях у них обнаруживается недостаточность зрительной ориентировки. Дети не выделяют строку,
клетку, пишут буквы и цифры беспорядочно, допускают много неточностей. Наблюдается некоординированность, импульсивность движений руки, что ведет к искажению начертания буквы, к неровности нажима, неравномерности расположения букв в слове. Дети с трудом запоминают образ буквы, долго не могут ее графически воспроизвести, образец в тетради не служит для них опорой. Они не соблюдают наклона, очень долго не усваивают его. Многие не хотят писать наклонно, заявляя при этом: “Не надо, упадет же!”. Упражняясь в написании какой-либо буквы, они не умеют переключаться на написание другой; не соединяют буквы в слова соединительными линиями, с трудом осваивают безотрывное письмо; не ставят в конце предложения точку, не ставят черточку, обозначающую перенос.На первых порах не только письмо, но и контакт с педагогом вызывает у аутичных детей негативизм.
Чтобы наладить общение, педагог выбирает тот вид работы, который обладает наибольшей привлекательностью,— изобразительную деятельность. С помощью рисования, которым дети сравнительно легко овладевают, проще привлечь ребенка к совместным действиям. Рисование развивает глазомер, понимание формы, оно укрепляет руку, при этом развивается и интеллект, упражняется наблюдательность, фантазия.
Коррекция общей моторики.
Для занятий, направленных на коррекцию общих моторных нарушений, очень полезно иметь дома свой небольшой спортивный комплекс. С его помощью делаются привычными трудные и, возможно, даже страшные для ребенка упражнения: лазанье, прыганье, верчение, кувыркание, подтягивание, хождение по скамейке.
Упражнения и игры хорошо проводить и на природе. Это может быть бег по склону, ходьба по бревну, игра в прятки (прятаться за деревом), бросание шишек в цель, игры “Кто бросит выше?”, “Кто бросит точнее?” (надо попасть в дерево). Ребенок может повисеть на ветке, попытаться обхватить ствол дерева, попробовать бросать еловые шишки через ветку дерева. Можно перепрыгнуть через камень, подпрыгнуть и дотянуться рукой до ветки. Бегая в лесу, ребенок учитывает характер местности: нужно обежать пенек, кочку, дерево, куст, прыгнуть через канавку. Полезно аутичным детям находиться и двигаться в воде (в ванне, бассейне, реке, море), кататься зимой на лыжах, коньках, летом — на велосипеде.
Работа с аутичными детьми по формированию моторных функций требует большого терпения, многократных объяснений и показа, на отработку каждого упражнения уходит длительное время. Занятия физическими упражнениями должны быть включены в общее расписание дня ребенка. Регулярность создает привычку к занятиям и потребность в них.
Для занятий необходим положительный эмоциональный фон; какая-либо бестактность или грубость недопустимы, они разрушат достигнутое и затруднят дальнейшую работу.
Упражнение вводится постепенно. Например, чтобы обучить игре в мяч, сначала надо поиграть с воздушным шариком. Дети боятся ловить мяч, а шарик легкий, падает бесшумно, медленно, легко. Слежение за шаром, перебрасывание его через веревочку, легкие удары по нему доставляют радость ребенку, игра с шаром заставляет его делать самостоятельные движения, подпрыгивать, бегать.
Освоив игры с шаром, ребенок овладевает умением бросать мяч, катить его, ловить, бросать в корзину, сквозь обруч, расположенный на уровне рук, сбивать им со стены предметы — картонное яблоко, круг, перебрасывать мяч через веревочку, сбивать кегли.
Играя с ребенком в любую спортивную игру, взрослый должен учитывать моторную неловкость ребенка и незаметно для него помогать ему. Например, если ребенок не может забросить мяч в корзину, прикрепленную к стене, педагог берет ее в руки и немного подыгрывает ребенку, успех рождает интерес к игре и желание пробовать свои силы.
Во время таких занятий педагог постоянно поощряет, одобряет ребенка: “Вот уже научился!”, “Молодец!” и т. д.
Возможно, что сначала все упражнения придется делать совместно с ребенком, беря его руки в свои, управляя его движениями. Потом он будет стараться повторить показанные движения, начнет выполнять упражнения по подражанию, а затем и по инструкции
.Как мы уже говорили, занятия проходят в атмосфере благожелательности, дети должны испытывать только положительные эмоции. Этому может способствовать использование стихов, считалок, песенок,
Приведем описание нескольких игр.
Ребенок, воображая себя каким-либо животным (петухом, цаплей, лисой), имитируя
его движения, перешагивает кочки, обходит воображаемые (нарисованные на полу) лужи, перепрыгивает ручейки (сделанные из цветной бумаги), переходит по широкому, а потом по узкому мостику.Хорошо активизируют детей игры-соревнования. Даже самые инертные с радостью включаются в них. Успехи в состязании награждаются “медалями” (такую медаль, с продетой через нее тесемочкой, можно надеть на шею). На медалях делаются надписи крупными четкими буквами: Самый ловкий. Самый смелый. Самый сильный, Самый быстрый. Самый меткий. Самый находчивый.
Игра “Кто быстрее соберет?”. На ковре или на полу в большом круге или просто на пространстве 2 кв. м разбросаны большие еловые шишки. По сигналу дети собирают шишки в корзинки. Выигрывает тот, кто быстрее и больше соберет. Такую же игру можно проводить, используя кубики, шарики, деревянные или восковые грибы.
Игра “Кто быстрее добежит, возьмет и принесет?” имеет варианты нарастающей сложности. На детском столике лежат два каких-либо предмета:
одинаковые по цвету и форме кубики. По сигналу двое ребят бегут, берут каждый по кубику и отдают ведущему;
синий и красный кубики. Дети должны помнить, какой из них принести;
предметы, разные по форме. Одному надо принести квадрат, другому треугольник;
синий и красный кубики, в руках у одного ребенка — синий кубик, у другого — красный, надо принести такой же.
Эти игры, поднимая настроение и общий тонус, делают детей более свободными в движениях. Их можно варьировать в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог.
С целью вовлечения детей в коллектив сверстников можно устраивать их в гимнастические группы при ДЭЗах, в бассейны при районных физкультурных диспансерах.
Физические упражнения, подвижные игры снимают сначала мышечное, а затем и общее психическое напряжение, скованность, делают их более ловкими и контактными, общительными, активными, появляется возможность адаптации в коллективе детсада, школы.
Коррекция тонкой моторики.
Выше упоминалось, какие трудности испытывают дети при осуществлении тонких движений рук. Кисти у детей слабы и вялы. Они не могут сжать руку в кулак, перебрать поочередно пальцами, противопоставить большой палец всем остальным. Им трудно правильно держать в руках кисточку, карандаш, ложку: они держат предмет кулачком;
не умеют резать ножницами, им трудно раскатать пластилин — осуществление любого действия требует помощи со стороны взрослого.
Учитывая не только моторные трудности, но и трудности контакта, переключения внимания, пресыщаемость, истощаемость аутичных детей, педагог создает на занятиях щадящую обстановку, избегает резких движений, пристального взгляда, громкой речи. Обращения его к ребенку доброжелательны, ободряющи.
Первое взаимодействие с аутичным ребенком строится при опоре только на его интересы. У детей часто обнаруживается интерес к мелким сыпучим предметам. Пересыпая горох, можно имитировать падение капель. Следя за этим, ребенок начинает говорить: “Кап, кап, дождь!” Затем можно, предложив ребенку убежать от “дождя”, перейти к работе с пластилином. Например, педагог рисует петуха и вместе с ребенком выкладывает контуры пластилином (чаще всего дети просят нарисовать петуха, утку, машину, рыбку, котика, цветок). Затем ребенок, беря горошину, делает глаз петуху, “кормит” петуха,
накладывая вокруг него горох на пластилин.Надо стараться, чтобы в результате несложной для ребенка деятельности получилась яркая, занятная поделка. Ребенок, размазывая пластилин, выкладывает, например, контур мимозы, пальмы, светофора, вазы, рыбки и добавляет некоторые детали. При этом педагог подает ему на раскрытой ладони по одному готовые пластилиновые шарики; так легче взять предмет, к тому же так вернее удерживается внимание на начатой деятельности. Взрослый, например, не позволяя ребенку отвлечься, дает на ладони горошину и, не замечая неуклюжих действий ребенка, заполняет паузы речью: “На, возьми еще одну, теперь еще, эту сюда, правильно...молодец”. В таких условиях ребенок работает целенаправленно, активно.
Нетрудно изготовлять и красивые поделки, комбинируя пластилин с природным материалом (мох, желуди, ягоды, арбузные семечки, крылатки клена, листья, шишки, каштаны и т. д.), вызывающим обычно интерес у ребенка. Из пластилина и крылаток клена легко слепить солнышко, стрекозу;
из ярких листьев и пластилина — бабочку;
из шишек и пластилина — лебедя; из желудя и пластилина — грибы; оклеивая баночку пластилином, а потом укрепляя на нем фасоль, горох или половинки желудя, можно сделать красивую вазу. Все эти поделки дети выполняют с удовольствием.
Изготавливая на глазах у ребенка образец ромашки, наклеивая по готовому контуру белую фасоль, педагог много раз повторяется беру белую фасоль, я наклеиваю ее на контур”. Многократно повторяемые слова позволяют затем организовать диалог:
“Что ты, Лена, берешь?” — “Я беру белую фасоль”.— “Что ты будешь делать?” — Я буду делать ромашку”. Так педагог осторожно подводит ребенка к этой форме речевого взаимодействия.
Необходимо специально отметить, что работа должна быть не только обязательно завершена, но и верна во всех деталях образцу. Аутичные дети особенно стремятся к этому.
Развивая интерес к трудовой и изобразительной деятельности, надо быть очень внимательным к ребенку. Заметив нарастающее утомление, педагог переключает внимание ребенка на пение, игру на музыкальном инструменте — металлофоне, бубне. Можно поиграть в “волшебный мешочек” (дети достают, не глядя, предмет, угадывая его на ощупь, по форме), в игры “Угадай на вкус”, “Что едят — вершки или корешки?”, “Съедобное — несъедобное”, “Летает — не летает”, “Поет — не поет” и др. Эти игры не только дают возможность отдохнуть детям, но и развивают их восприятие, тоньше знакомят с тем или иным предметом.
Во время письма, рисования, труда проводится специальная гимнастика для рук. Например, детям предлагают: “Сделай так, чтобы пальчики поздоровались”, “Сделай “колечко”, “лодочку”, “корзиночку”, “замок”, дети передвигают карандаш тремя пальцами вперед, назад, перевертывают его между средним и указательным пальцами с помощью большого. В дырочки ящика ребенок просовывает шишки лиственницы, шарики, пуговицы и другие мелкие предме-
\ ты; нанизывает сначала шарики от счетов, затем крупные бусы, потом мелкие шарики из пенопласта с готовой дырочкой, затем прокалывая дырочку иглой, для чего предварительно надо наметить фломастером место для дырочек. Если ребенок боится иглы,пусть нанизывает бусы на тонкую цветную проволочку. Используется шитье по проколам, сделанным по контуру рисунка, полезен сбор с пола мелких предметов.
Шитье по проколам любят все аутичные дети — и девочки, и мальчики. Иголку надо давать большую, с тупым концом, нитку делать двойную, чтобы она не выскальзывала. из ушка. Сначала дети шьют по готовым проколам, позже — по контуру, по намеченным точкам. Вышитый по контуру предмет дети закрашивают карандашом. Шитье организует ребенка, делает его более внимательным, усидчивым.
Детям с более тяжелыми нарушениями тонкой моторики можно давать пересыпать ложкой или совочком горох, крупу из одной миски в другую: ребенка могут занять игры с песком на площадке (он нагружает им самосвал, насыпает в ведра, делает из него куличики, сажает огород, для чего берет игрушечные овощи). Желая вызвать у ребенка интерес к выпиливанию, педагог берет опилки пенопласта и подбрасывает их вверх, что напоминает снегопад. Ребенок смотрит на происходящее, затем кричит (иной шепчет) : “Давай еще снежок, хочу снежок!” Педагог повторяет это действие несколько раз, затем говорит, что больше снежка нет, и предлагает: “Давай сами сделаем снежок”. Взрослый вместе с ребенком берет пилу, а лучше лобзик, держа вдвоем,
распиливает кусок пенопласта, собирает опилки в мешочек и продолжает играть в “снежок”. Аутичных детей, которые оставались бы безразличными к этой игре, нет. У них пробуждается интерес к тому, как можно получить “снежок”, к работе с пилкой, лобзиком.Таким образом, возникает программа работы с ребенком по выпиливанию предметов сначала из пенопласта, а позднее из мяггих пород дерева. Это могут быть кирпичики для строительства, которые потом ребенок раскрашивает и строит из них дом, дачу, забор; по контуру, нанесенному педагогом, можно выпилить кораблик, “кота ученого”, снеговика, ракету. Изготовленные своими руками игрушки дети тут же с интересом используют в играх.
Огромное значение для развития тонких движений имеет работа с бумагой. Сначала совместно изучаются свойства бумаги:
бумага мнется, рвется, складывается, режется, ее можно склеивать. Это занимает детей. Они отщипывают кусочки бархатной или другой цветной бумаги, наклеивают их на белый лист, где нарисованы контуры травы, облаков, солнышка. Получается яркий пейзаж. Отрывают ленточки, полоски бумаги, а потом играют с ними, подбирая их по цвету, учатся сгибать и разгибать бумагу пополам, совмещая углы и стороны. Таким образом из бумаги без применения клея можно сделать шалаш, мебель (стол, скамейку), веер. Дети учатся резать ножницами бумагу. Сначала просто режут, затем по прямым линиям. Получается бахрома на салфетке, зубчики на гребешке, кисточка. Вырезают геометрические фигуры прямоугольной формы, снежинки. Только после этого переходят к вырезанию по кругу, овалу.Чтобы глаз привык к овальным формам (это скажется при обучении письму), дети делают аппликации из готовых деталей — укладывают лепестки ромашки, тюльпана, делают мышку, зайца, контуры которых напоминают овал.
На I этапе обучение идет по подражанию. Педагог работает с ребенком, используя готовые формы, строго ограничивая их количество. Это могут быть фигуры, вырезанные из бумаги,— для аппликации; объемные фигуры, магнитные плоские геометрические фигуры, мозаика — для конструирования;
если это лепка — то заранее приготовленные палочки и шарики из пластилина, фасоль, горох, другой материал, позволяющий быстро и легко получить готовый объект: стоит только добавить черешок к вишенке, рыбке — глаз, улитке — рога, стрекозе — крылышки, солнышку — лучи и т. д. В этой простой работе дети тренируют движения рук и учатся подражать, преодолевают негативизм к деятельности.
На II этапе продолжается работа по подражанию, но теперь ребенок начинает действовать более активно. Совместно со взрослым он скатывает шар или палочки. Педагог вначале показывает, как это делать, затем берет два кусочка пластилина, один дает ребенку, другой берет сам и они одновременно раскатывают каждый свой. Ребенок смотрит на руки педагога и старается повторить те же движения. Если ребенку трудно, то педагог кладет свою руку на его
ладонь и таким образом помогает ему придать пластилину нужную форму. Берутся предметы простой формы: лесенка, баранка, палочка, улитка, светофор.На III этапе идет работа по образцу. Для того чтобы привлечь к нему внимание аутичного ребенка, необходимо подобрать объект, интересующий его, сделать так, чтобы он увидел его, обратил внимание, захотел рассмотреть. Педагог побуждает его к этому, задавая вопросы, отмечая особенности объекта — его величину, форму, цвет, материал, конструкцию, рассказывая о его назначении. Педагог учит ребенка соблюдать последовательность при выполнении задания.
На IV этапе возможно выполнение по инструкции. Однако осознать и запомнить целиком речевую инструкцию для аутичных детей сложно. Многие не понимают отношений, выраженных предлогами на, над, под, не знают значения многих слов, в процессе работы они, как правило, истощаются и теряют план действий. Поэтому вначале инструкция дается частями.
Педагог демонстрирует предмет, вместе с ребенком определяет его форму, цвет величину, ребенок обследует его тактильно, обводя рукой, смотрит, слушает, повторяет с помощью педагога инструкцию и приступает к ее выполнению. Ребенок еще не сможет сделать всю работу самостоятельно, он не удерживает задание в памяти и нуждается в побуждении, напоминании. И только на V этапе некоторые дети способны выполнить работу полностью самостоятельно.
Заметим, что и при явных успехах коррекционной работы у аутичных детей остаются специфические трудности концентрации и переключения внимания, быстрая пресыщаемость, остается и необходимость дополнительно побуждать этих детей к деятельности, индивидуализировать ее цели, разнообразить материалы. Однако многие аутичные дети, преодолевая серьезные трудности в моторике, могут достичь достаточно высокой степени организации деятельности, благодаря чему создается база для более успешного обучения в школе.
Опубликовано в журнале “Дефектология”, 1988 г., № 4, стр. 66-70