Том 1/N 2/2000 | ПРИЛОЖЕНИЕ №2 |
В мае 1999 года
Международный Ученый совет по
рисполепту, проанализировав
трехлетний опыт применения
рисполепта в психиатрии, пришел к
выводу, что данный препарат может
рассматриваться как средство
первого выбора при лечении
шизофрении. В последнее
десятилетие рисполепт получил
широкое распространение в странах
Западной Европы и Америки. Особенно
хороший результат был получен при
лечении им выраженного
шизофренического дефекта и
хронической шизофрении с
психотическими расстройствами,
резистентной к традиционной
нейролептической терапии. В
отечественной литературе
появились убедительные данные об
эффективности рисполепта и при
шизофреническом дефекте.
Рисполепт
относится к классу
нейролептиков-антагонистов
серотониновых и дофаминовых
рецепторов, а его использование в
лечении шизофрении тесно связано с
пониманием патогенеза этого
заболевания как нарушения
серотонинового и дофаминового
обмена. Блокирование одновременно
серотониновых и дофаминовых
рецепторов создает качественно
новые механизмы
антипсихотического и
тимолептического эффекта в лечении
психозов и обуславливает
выраженный антидефицитарный и
антипсихотический эффект при малой
выраженности экстрапирамидных
побочных действий препарата.
Обзор имеющихся
многочисленных материалов по
применению рисполепта в лечении
шизофрении у лиц зрелого и старшего
возраста показал его высокую
эффективность и отсутствие при
регулярном приеме серьезных
осложнений и побочных действий.
В значительно
меньшей степени рисполепт был
использован в детской психиатрии, в
связи с чем в официальной аннотации
препарата указано, что сведений по
применению его у детей младше 15 лет
нет. Однако имеются отдельные
упоминания об опыте приема
рисполепта у детей, которые
свидетельствуют о безопасности его
применения в детской практике. В то
же время поиск путей повышения
эффективности лечения шизофрении у
детей (в том числе и новыми
нейролептиками) - актуальная задача
в детской психиатрии. В связи с этим
был проведен анализ результатов
клинического опыта использования
рисполепта в лечении шизофрении и
раннего детского аутизма у детей.
В разработку
была отобрана группа детей (25
человек) в возрасте от 2,5 до 12 лет (20
мальчиков и 5 девочек). Из них у 23
была диагностирована шизофрения
(разные формы) и у 2 - ранний детский
аутизм.
Критериями
отбора группы детей больных
шизофренией были: хроническое
течение заболевания с многолетним
лечением традиционными
нейролептиками; резистентность к
проводимой терапии на момент
включения в группу; выраженность
клинических проявлений негативных
и позитивных расстройств. В
структуре негативных нарушений
преобладали эмоционально-волевой
дефект, специфические расстройства
мышления, синдром аутизма. Из
позитивной симптоматики
преимущественно имели место
психотические синдромы
(кататонический,
галлюцинаторно-параноидный и др.)
наряду с неврозоподобной и
психопатоподобной симптоматикой.
По МКБ 10 эти состояния укладывались
в рубрики F.20 (0 - 4) - шизофрения
злокачественная и F. 21 -
малопрогредиентная шизофрения. При
раннем детском аутизме критерием
отбора было наличие выраженного
ведущего расстройства - синдрома
аутизма (по МКБ 10 - F. 84).
Таблица 1.
Распределение больных по полу,
возрасту и нозологии
Нозология | Шизофрения |
Аутизм |
Всего | ||
Возраст/пол | м |
д |
м |
д |
|
Ранний (до 3 лет) | 2 |
- |
1 |
- |
3 |
Дошкольный | |||||
(4-6 лет) | 5 |
- |
1 |
- |
6 |
Младший школьный | |||||
(7 - 10 лет) | 6 |
- |
- |
- |
6 |
Старший школьный- | |||||
препубертатный | |||||
(11-13 лет) | 5 |
5 |
- |
- |
10 |
Итого… | 18 |
5 |
2 |
- |
25 |
Для участия в
терапии рисполептом отбирались
дети, наблюдавшиеся амбулаторно в
поликлиническом отделе Научного
Центра психического здоровья
Российской Академии медицинских
наук (подразделение психиатрии
раннего возраста).
На применение
рисполепта у детей было получено
согласие родителей детей с
условием регулярного (не реже 1 раза
в неделю) посещения врача и
письменной фиксацией по
определенным показателям
психического и физического
состояния ребенка родителями в
домашних условиях.
Методы
обследования детей:
клинико-психопатологический,
неврологический, психологический.
Все дети до лечения были
обследованы электрофизиологически
(ЭЭГ).
Таблица 2.
Распределение больных шизофренией
по возрасту, полу и типу течения
заболевания
Тип течения шизофрении |
|||||
Малопрогредиентная | Злокачественная | Всего | |||
Возраст/пол | м | д | м | д | |
Ранний и дошкольный | 2 | - | - | - | 2 |
Младший школьный | 6 | - | 5 | - | 11 |
Препубертатный | 4 | 3 | 1 | 2 | 10 |
Итого … | 12 | 3 | 6 | 2 | 23 |
Для
определения эффективности
рисполепта была использована
стандартизованная шкала оценки
Positive and Negative Syndrome Scale (шкала
позитивных и негативных симптомов
шизофрении) PANSS, разработанная T.Crow
на основе дихотомического деления
симптомов шизофрении и включающая 5
параметров шизофренической
психопатологии: негативные и
позитивные симптомы,
дезорганизация мышления,
импульсивная агрессивность
(неконтролируемая враждебность),
возбуждение и тревога (депрессия), а
также шкала общей психопатологии.
Кроме того, в этих же целях
применялась шкала общего
клинического впечатления (GCI) с
оценкой тяжести клинических
проявлений по семибальной системе
от 0 (отсутствие симптома) до 7
(крайне тяжелое проявление
болезни).
Таблица 3.
Распределение основных синдромов у
детей по формам заболевания и полу
Нозологические формы | Шизофрения |
|||||
малопрогредиентная |
злокачественная |
РДА | ||||
Синдром | ||||||
пол | м |
д |
м |
д |
м |
д |
аутизм | 8 |
- |
6 |
2 |
2 |
- |
кататония | 2 |
2 |
6 |
2 |
2 |
- |
галлюцинаторно-параноидный | 3 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
аффективный | 2 |
3 |
2 |
- |
2 |
- |
психопатоподобный | 3 |
- |
1 |
1 |
- |
- |
неврозоподобный | 2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
психосоматика | 2 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
дереализационно-деперсонализационный | 2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
пароксизмальность | 4 |
- |
1 |
- |
2 |
- |
специфический дефект | 12 |
3 |
6 |
2 |
2 |
- |
Итого... | 40 |
13 |
23 |
8 |
12 |
- |
С учетом задач
исследования нами был разработан
специальный протокол клинического
наблюдения с анализом психического
состояния детей по 8 основным
позициям (внимание, активность,
эмоции, влечения, когнитивные
функции, моторика, социальное
поведение и т.п.). Оценка степени
тяжести выявленных отклонений
также квалифицировалась по системе
GCI.
В группу
исследования не включались дети с
ярко выраженными последствиями
раннего органического поражения
ЦНС, умственной отсталостью,
судорожными приступами, а также
соматическими заболеваниями. Распределение
детей по возрасту, полу, нозологии и
типу течения заболевания
представлено в табл. 1, 2.
В психическом
состоянии детей, отобранных для
лечения рисполептом, преобладали
определенные психопатологические
синдромы, представленные в табл. 3.
Среди них имели место и
психосоматические расстройства в
виде нейродермита, астматического
бронхита, дисбактериоза и других
сомато-вегетативных нарушений. Все
выявленные отклонения были
достаточно выражены и по шкале GCI
оценивались в 4 - 7 баллов.
Клинические проявления у детей в
ряде случаев носили
пароксизмальный характер
(сноговорение, снохождение,
яктации, просоночные состояния,
аффективные вспышки, эпизоды
психических расстройств в форме
кратковременных приступов, нередко
связанных с суточной циркадностью).
На ЭЭГ при этом регистрировались
изменения биоэлектрической
активности пароксизмального
характера.
В ходе
исследования всем детям до начала
приема рисполепта были отменены
все психотропные препараты и
другие лекарственные средства
сроком на 7 - 10 дней. Для определения
терапевтической дозы для каждого
ребенка использовались
традиционные параметры его
возраста и веса. Исходя из
опубликованных данных об
оптимальной эффективной дозе
рисполепта без возникновения
побочных действий у взрослых - 4 - 6
мг в сутки, нами была разработана
схема начала приема рисполепта у
детей. Априорно максимальной
дозировкой для детей была принята
доза в 2 мг в сутки или половинная
доза от средней терапевтической
дозировки для взрослых в 4 мг в
сутки. В зависимости от возраста
ребенка выбранная максимальная
доза варьировала. Для детей раннего
возраста она составляла 1/ 5 этой
дозы (0,4 мг), для школьного возраста -
1/4 дозы (0,5 мг), для младшего
школьного возраста - 1/3 - 1/2 (0,7 - 1 мг) и
старшего школьного возраста - 1/2 - 1
доз (1 - 2 мг).
Первичный прием
рисполепта начинался с 1/20 (для
детей до 3 лет) и 1/10 (для детей всех
других возрастов) максимальной
терапевтической дозы в 2 мг (0,1 - 1,2
мг). Первые два-три дня прием
препарата ограничивался указанной
дозой, затем в последующие два-три
дня достигалась максимальная доза
по возрасту. Длительность
применения рисполепта в выбранной
группе детей составила 2 месяца.
Анализ
полученных результатов по
применению рисполепта у детей
показал общий положительный эффект
этого препарата в лечении
шизофрении и раннего детского
аутизма. Ни в одном случае не было
зафиксировано отсутствия эффекта.
Напротив, практически с первых же
дней приема рисполепта выявлялся
отчетливый ответный результат. По
отчетам родителей, а также и самих
детей, отмечалось изменение
психического состояния к лучшему.
Прежде всего менялось настроение. К
концу первой недели, а более
отчетливо на 2 неделе уменьшались
или исчезали депрессивный аффект,
тревога, беспокойство, страхи.
Имевшие место суточные колебания
настроения сохранялись, но в ином
клиническом проявлении. Вместо
депрессивного, дисфорического
компонента и тревожного
беспокойства в разное время дня
отмечена динамика от ощущения
бодрости и элементов эйфории утром
после сна к состоянию легкой
гипомании и некоторого
двигательного возбуждения к
вечеру, с самооценкой настроения
как хорошего. Дети выглядели
веселыми, у них оживлялась мимика,
появлялся блеск глаз, речь
становилась более четкой, быстрой,
увеличивался запас активно
используемых слов.
У всех детей
отмечено повышение психической
активности в виде желания
возрастной деятельности - игры,
школьных занятий, при
одновременной тенденции к
упорядочиванию и социализации
поведения (подчинение общим
правилам, послушание). Так, у детей с
аутизмом уменьшались проявления
активного негативизма, дети
разрешали себя одеть, в ряде
случаев пытались это сделать
самостоятельно, как и выполнять
другие навыки опрятности и
самообслуживания.
К концу первой,
особенно второй недели выявлялось
улучшение мыслительных процессов.
Дети отмечали, что им стало легче
сосредотачиваться, лучше удаются
школьные занятия. И объективно
становилось более
концентрированным внимание,
возрастала целенаправленность
мышления. У детей раннего возраста
это же улучшение внимания и
мышления проявлялось в большей
сообразительности и
организованности в игре. У детей
уменьшались или исчезали полностью
импульсивность, бездумность,
навязчивая стереотипность
действий, уменьшался феномен
тождества. У подростков,
отличавшихся до лечения выраженной
инфантильностью поведения,
появлялись соответственные
возрасту осмысленные поступки в
виде элементов заботы о родителях,
оказания помощи в семье (например,
уборка по дому), сопереживания
проблемам окружающих, частичная
критика к своему поведению и другие
элементы высших этических качеств.
У детей обнаруживались такие новые
для них качества как деликатность,
заинтересованность в общении с
врачом и собственном лечении. Для
детей школьного возраста было
характерно желание анализа своего
психического состояния и его
динамики в процессе терапии.
В течение первых
2 - 3 недель у детей проходили и
психотические компоненты
клинической картины. Прежде всего
исчезали кататонические
расстройства: двигательное,
импульсивное возбуждение,
стереотипии; нормализовался
мышечный тонус. Походка, поза,
жесты, мимика становились более
естественными и гармоничными.
Некоторые дети внешне изменялись
до неузнаваемости. У них появлялись
черты одухотворенности, менялось
выражение глаз. Вместо бегающего,
неконцентрированного взгляда
тусклых, невыразительных,
"безжизненных" глаз
появлялись сосредоточенность и
заинтересованность взгляда на
собеседнике. Уменьшались запинки в
речи, тики, привычные действия.
В первые три
недели применения рисполепта
заметно редуцировались проявления
аутизма. Как уже было сказано, с
первых же дней с повышением
настроения, психической активности
и с появлением ощущения некоторой
комфортности состояния у детей
отмечалась тенденция к
восстановлению контактов с
окружающими. У них уменьшались
явления протодиакризиса,
улучшались зрительный,
эмоциональный и социальный
контакт. Редуцировались феномены
избегания взгляда, псевдоглухоты,
псевдослепоты. С первой недели
наблюдались редукция активного и
импульсивного противодействия
попыткам контакта взрослых с
ребенком, стереотипии, феномен
тождества. Намечалась адекватная
социализация ребенка, элементы
эмоционального резонанса, интерес
ко всему новому.
Под влиянием
проводимого лечения рисполептом в
меньшей степени обратному развитию
поддавались
галлюцинаторно-параноидные,
психопатоподобные и
неврозоподобные расстройства. К
концу месяца применения рисполепта
уменьшались, но не исчезали мало
выраженные рудиментарные бредовые
расстройства и зрительные
гипногагические галлюцинации.
Слуховые и бредовые нарушения в
рамках синдрома Кандинского на
применяемых дозах препарата
оказались устойчивыми к терапии.
Психопатоподобные расстройства,
особенно с проявлениями
расторможения влечений, и
неврозоподобные нарушения
(обсессии, деперсонализация и
дереализация) также не давали
положительной динамики на приеме
рисполепта в средних
терапевтических дозах. При
увеличении доз до максимально
возможных (в зависимости от
возраста ребенка) в ряде случаев
отмечалось усиление
неврозоподобной симптоматики.
Как было
отмечено, среди основных синдромов
в клинической картине имели место
различные проявления
психосоматических и
соматовегетативных дисфункций
(нейродермиты, дисбактериоз,
астматический бронхит, атопический
дерматит и др.), а также нарушения
сна, аппетита, трофики, веса, пульса,
терморегуляции и др. На фоне приема
рисполепта многие из указанных
проявлений сглаживались.
В первые же дни
лечения у детей повышался аппетит
вплоть до элементов булимии,
которая в процессе лечения
рисполептом нивелировалась;
уменьшались парадоксальность и
гиперреактивность тактильной
чувствительности, наблюдалась
тенденция к нормализации
сосудистой дистонии,
терморегуляции. У ребенка
повышался общий физический тонус,
улучшался цвет и тургор кожи,
появлялся румянец, блеск волос. В
регуляции ритма системы
сон-бодрствование также
наблюдалась определенная
положительная динамика. В начале
лечения на малых дозах рисполепта
имели место позднее засыпание,
малая продолжительность сна,
вплоть до полной агрипнии, но без
ощущения разбитости по утрам. В
дальнейшем, к концу второй недели, и
при наращивании доз эти явления
уменьшались, и наблюдалась
тенденция к нормализации системы
сон-бодрствование при сохранении
гипосомнии в целом в течение суток.
В процессе 2
месяцев приема рисполепта
наблюдался ряд побочных действий
препарата. В первые же дни на малых
дозах лекарства (0,1 - 0,2 мг) отмечены
однократные головные боли и
приступы гипертермии (8,0% - 2 случая),
тошнота и рвота (8,0% - 2 случая),
которые проходили самостоятельно
без отмены лекарств. Практически у
всех детей в первые дни приема
рисполепта были нарушения сна и
двигательное возбуждение к вечеру
без ощущения дискомфорта в
сочетании с повышением психической
активности и работоспособности.
Эти явления потребовали добавления
к применению рисполепта легких
успокаивающих средств (настоев
трав пустырника, валерианы, пиона и
др.).
У ряда детей с
неврозоподобными и
галлюцинаторно-параноидными
синдромами (12,0% - 3 ребенка старше 10
лет), резистентными к терапии
малыми дозами рисполепта, при
увеличении дозы до максимальной - 1,5
- 2 мг - выявлено особое состояние. В
ряде случаев, помимо усиления
основной симптоматики, отмечались
проявления легкого расстройства
сознания по типу обнубиляции, а
также двигательная
заторможенность без повышения
мышечного тонуса и без осознавания
измененности состояния. Добавление
традиционных корректоров не
улучшало состояние, и только
снижение доз до предыдущего уровня
(0,5 - 1, 0 мг) нормализовало его. Сразу
же после снижения дозировки у детей
возвращалось ощущение
комфортности, активности и
хорошего настроения, объективно
подтвержденных наблюдениями
родителей и врачей. Ни в одном из
этих случаев ни дети, ни их родители
не отказались от приема рисполепта.
Надо отметить, что данный феномен
легко редуцировался при уменьшении
дозировки.
Обнаруживаемая
в отдельных случаях резистентность
к рисполепту (при применении его в
течение 1,5 - 2 месяцев) таких форм
клинической картины как неврозо- и
психопатоподобные расстройства,
обусловила сочетание приема
рисполепта с рядом других
нейролептиков (галоперидол,
этаперазин, неулептил), также в
малых дозах. Применение их заметно
улучшило состояние детей.
Характерно, что до применения
рисполепта эти же упомянутые
препараты дети применяли
длительное время в больших
дозировках, но без заметного
эффекта.
Следует также
отметить, что наблюдаемая у ряда
детей пароксизмальность
клинической картины и
подтвержденная на ЭЭГ, потребовала
добавления к рисполепту депакина в
дозе 100 - 150 мг в сутки (8,0 % детей), что
также улучшило их психическое
состояние. Уменьшились вспышки
агрессии, ярости, дисфорические
проявления.
Таким образом, в
ходе наблюдения была показана
эффективность атипичного
нейролептика рисполепт в терапии
раннего детского аутизма и
шизофрении у детей.
Рассматриваемая проблема требует
дальнейшей доработки и более
тщательного изучения. Однако
первые результаты представляются
обнадеживающими. По всей
вероятности, рисполепт сможет
занять достойное место в арсенале
психофармакологических средств
детского психиатра.
Первая страница - Информация - Поиск - Отзывы - Карта || © Media Medica, 2000 |