Из родительского опыта

На сайт приходит много писем от родителей, в одном из недавних писем, пришедших из Новосибирска, содержатся полезные практические рекомендации по организации занятий с аутичным ребенком в домашних условиях. Предлагаю его вашему вниманию:

“Наш мальчик - 8 лет, не говорит, людей чаще всего не избегает, не читает, не пишет, плохо рисует и плохо держит ручку. За последний год начал худо-бедно сам одеваться (не полностью, конечно, но все-таки!). Иногда повторяет наши действия (яйца разбить для яицницы, ооо, он это любит! Тесто помесить, посуду без разбора для мытья накидать в тазик и т.д.), любит ласкаться и даже чмокает маму в щечку. Советы, о которых написала мне одна мама аутичного мальчика, несомненно, подойдут для многих детей, даже сильно отличающихся от того ребенка, о котором идет речь. Я сама искала давно в сети комплекс занятий и почти ничего не нашла, поэтому и хотела бы поделиться ими с другими родителями. Ниже представлены выдержки из переписки с В.– мамой мальчика аутиста, которой удалось достичь значительных успехов в работе со своим сыном :

Упражнения для С.

Мне кажется, что ваша главная задача сейчас – подготовить его к восприятию букв и цифр. Когда он научится читать – целая гора с плеч. Занимайтесь, занимайтесь, занимайтес – побольше внимания и не жалейте его!!! Добивайтесь, чтобы любое “дело”, даже самое простое было сделано от начала и до конца! Помогайте ему, и все время сопроваждайте все, что вы делаете одними и теми же словами! От простого к сложному и помните, что никогда ничего не поздно – смотришь он у вас и в школу пойдет.

(* О посылке. Игрушка бумеранг – просто для забавы. Но можно играть с ним и он будет бегать за ней и учить какое-нибудь слово. К тому же надо быть похитрее его. Если он обращается к вам, чтобы помочь ему одеться и т.д., прислушайетсь, какой звук он при этом издает – если один и тот же звук – очень хорошо. В другой раз, когда он будет таким образом спрашивать – 1. Поверните его лицо, чтобы поймать взгляд. 2 – Пусть “промычит” свой вопрос. 3.- Посмотрите в глаза и повторите за ним тот же звук, а потос кивните головой (да). 4. Еще раз кивните, чтобы и он кивнул в ответ (может быть это будет не сразу, но когда он поймет, то тогда вы сможете учить его “да”).

После этого переходите к конструкции “нет”. После этого, на конструкцию “да или нет”. Смысл в том, чтобы он понял “или”. Это самое главное, так как это выведет вас на постановку вопроса. Например, сначала примитивные вопросы типа – Кушать? Да или нет? ( да – кивок головй, нет – мотание головой.) А потом уже будете задавать сложные вопросы, а потом и не надо употреблять “или”, так как они уже сами будут понимать вопросы. Во временном разрезе – у нашего Миши “ или ” заняло полгода, а вопросы без “или”он стал понимать только через 2 года. То есть не спешите.

Give reason to communicate (дайте ребенку причину для общения) - может быть, слишком сложно для многих детей, так как они не готовы к этому и начинают плакать и закатывать истерики, когда начинаешь с ними так заниматься. Просто надо подождать. Почему истерики? - потому что они не совсем понимают что нужно...

*/

Первое, что я хочу сказать – они все “ медленные ”. Я помню, что несколько месяцев у нас ушло на то, чтобы научить моего мальчика одевать трусы. Тренировались мы везде со слезами на глазах. Год ушел на то, чтобы научить пользоваться ложкой (а мы хотим за несколько раз! - прим. А..) – сейчас он пользуется, но предпочитатет руками. Я бы вам посоветовала выбрать одну цель и бить по ней. Не сдавайтесь – будь то одевание ботинок, трусов, расчесывание и т.д. Будет очень трудно, но потом вы сами увидите понимание в его глазах.

Попробуйте также картинки, если он произносит хоть что-то. Начните с 5 картинок, например дом, солнышко, машина и т.д. (лучше черно-белые, чтобы на цвет не отвлекался). Показывайте и говорите громко и отчетливо. Потом “добейтесь” того, чтобы он сам вам показывал на картинке. Напр. “покажи, где машина?” Если не показывает – покажите сами и скажите – это машина. Это как в школе, но к следующим 5 картинкам вы перейдете только после того, когда он выучит первые 5 картинок. После того, как наберете первые 100 слов, дело пойдет легче. Но поту с вас сойдет ведрами!

Суть программы, по которой занимаемся мы:

  1. Жесткий режим дня. Все должно быть расписано до мелких подробностей. Утром я писала ему на бумажке (он читал в три года) все расписание дня и мы отмечали галочками, что сделано и что надо сделать.
  2. Как это ни трудно, но надо с ним заниматься. Мы занимались по 3(!) часа в день. Плакала сначала, но потом дело пошло. Чем заниматься? Читали одни и те же книжки по сто раз. Потом обсуждали их – сначала примитивно, потом посложнее. Потом развивали пальчики (рисование, вырезание, лепили и т.д.). Все это через “не хочу!”. Добивались, чтобы каждое (пусть самое примитивное задание) было выполнено до конца. Например, я рисовала машину (примитивную), потом её надо было вырезать и приклеить на бумагу и написать слово “машина”. Перед тем, как это сделать, я говорила все, что буду делать. Потом копирование – надо просить, чтобы он повторял за вами – начните с танцев (простых) - делай как я! Все усложняя и усложняя. Учите слова, учите счет, учите все по школьной программе.
  3. Изменение поведения. Если вам не нравится то, что он делает. Например машет руками, бегает туда-сюда, прячется от людей. Как только это начинается – остановить и занять чем-то другим. Это выматывающая процедура, но у неё есть результат.
  4. Никакого ТВ, компьютера и т.д.! Общение только с людьми.

 

(А.: Очень зависим от телевизора. Если не давать ему смотреть ТВ, он жутко
злится становится очень агрессивным)
. – В.: Отлично! пользуйтесь этим вовсю. Начните примерно со следующего: читаем книгу, потом смотрим телевизор. Кушаем, потом ТВ. ТВ как можно меньше. Поначалу будет очень нелегко, потом пройдет. Он будет все больше и больше обращать внимание на окружающих.

(А: Но также любит лежать, особенно укрывшись одеялом).- В.: Видимо еще любит, когда его обнимают? Одна из терапий была: мы завертывали его в одеяло и нажимали или катали. Дело в том, что это неврологическое расстройство и им нужно давление извне. У них тогда снимается напряжение. Мы ходим купаться 1-2 раза в неделю в бассейн. Если есть возможность, обязательно ходите в бассейн. То же самое – качели – они все “знамениты” своей любовью к качелям.

(А.: Внимание привлечь чрезвычайно сложно, и то, не факт, что можно надолго его чем-то увлечь).-

В.: да, это очень типично и здесь есть над чем работать. Первая неделя – читаем маленькую книгу (например, Курочка Ряба), пусть не понимает, но ДОЛЖЕН сидеть и слушать. Бегайте за ним, хватайте, сажайте себе на коленки, но к концу первой недели он должен сидеть и слушать эту книгу 5 минут. Вторая неделя: эта же книга + что-то еще. Например, начните все с тех же картинок. Показывайте картинки, громко говорите, что это. Например: машина. Потом попросите его показать. К концу месяца он будет уже сидеть 15-20 минут. И так далее. Это выматывает душу, но надо справиться. Примерное расписание: (перед занятиями у вас все должно быть готово!!!) 5 минут читать книгу, 5 минут показывать картинку. 5 минут попрыгать с ним – пусть повторяет за вами. 5 минут опять те же картинки. 5 минут завернуть в одеяло и катать по полу. 5 минут опять книга. Это первая неделя. Вы себе не представляете, как он будет вам благодарен (жаль не сможет показать) !!!

(А: Иногда показывает и делает вещи своими руками, иногда берет нашу руку
и показывает ею)
. - В.: тоже очень хорошо! это стадия развития. Сначала показываем пальчиком, потом с пальчиком идет звук, потом слово и начинаем говорить (где-то через год). Требуйте от него показывать пальчиком как можно больше.

(А.: Рисованием увлекается время от времени. Рисует так: берет ручку и просто зачиркивает какую-то область. Очень редко рисует ломанные линии). – В.: Просто прекрасно. Это тоже относится к развитию внимания. Занятия должны включать рисование. Нарисуйте большую примитивную машину и попросите разукрасить. Причем первый день это будет совсем немного, а к концу месяца глядишбь и всю машину разукрасите. Вообще вы его должны учить. Проблемой этих детей является то, что их НАДО учить всему. Начинать с примитивного, и к сложному. Почему бы вам не начать учить его буквам, цифрам, формам (круг, квадрат и т.д.) Только не спеша.

Естественно, у вашего брата речь развита мало. Он просто-напросто не понимает вас. И не понимает, что вы ему говорите. Моего сына учили языку глухонемых и картинкам. Совет такой: посмотрите, какие слова он понимает. Например – понимает ли он “дай мне руку” (дает ли руку?). Если да, то указывайте на руку и говорите “рука”. Учите слово “рука” много раз. Подведите к зеркалу (они это любят), покажите на свою руку, скажите рука, покажите его руку, скажите рука. Найдите картинку руки. Не знаете, какое слово он знает? Покажите на его телевизор и говорите телевизор. Заставляйте ВСЕХ, кто вокруг него показывать на телевизор и говорите телевизор. Добейтесь, чтобы он понял. И так далее. Одно слово в неделю, надо набрать 100 слов. Эти слова он должен понимать и показывать. Если не показывает, то вы должны знать, что он понимает. Если он уже знает эти слова, закрепляйте их. Заготовьте картинки тех слов, что он знает. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОКАЗЫВАЙТЕ ОДНУ КАРТИНКУ СРЕДИ ДРУГИХ! он будет отвлекаться. На это уйдет много времени, но в результате будет лучше.

Представляете как ему тяжело? Он до боли напоминает мне моего сына, единственное мой сын был поразвитее в речи. Однако 2,5 года назад я была уверена, что он не будет разговаривать. Поймите меня правильно, чуда не произошло, его не происходит и сейчас. Ето ежедневный ТРУД. по капельке каждый день и все пойдет на поправку.

(А.: мы натаскиваем ему летом воду в ванную иногда). – В.: Продолжайте с ванной, играйте с ним в воде, плескайтесь. (А.: жутко не любит мыться). - В.: Да они не любят. Когда сажаете в ванну просто плескаться, тогда и мойте. Спокойно сядьте с ним, поглаживая и тихо и спокойно говорите, что вы собираетесь делать и легонько мойте. (А: С боем моем голову). - В.: Да не мойте вы её! Не мучайте её! Мы только в этом году стали мыть эту голову, и ничего, в порядке. Это придет.

По еде – ваш брат – абсолютно мой сын. Сейчас все хорошо, но до 4 лет он ничего не ел. Единственное, что нас спасло, это то, что он пил молоко. Доктора здесь для таких детей рекомендуют детское питание до 10-12 лет.


Чипсы, соленные сухарики, бульоны, лапша быстрого приготовления – здесь это называется Пальчиковая еда. Это этап в развитии детей. Жидкий суп и каша не идут, потому что у него плохо развит жевательный рефлекс. Проще говоря, он может подавиться кашей. Он либо пьет, либо жует. А каша и жидкий суп вводят в заблуждение. Бананы тоже относятся к этой категории, так как полужидкие, полутвердые.

Совет такой.

  1. Попробуйте детское питание.
  2. Попробуйте резать твердую еду на маленькие кусочки. Порежте помельче и немного положите на тарелку (2-3 куска), потом еще.
  3. Не давайте сразу 1,2. Сначала например суп, через 1 час бутерброд, еще через час салат и тд.
  4. Если ест овощи, полейте их слегка растительным маслом, нам очень помогло и щеки стали круглыми.
    многие нормальные дети едят муку. А шоколад – вообще-то, кафеин. То есть он еще больше не будет сидеть на месте.

(А: Мы сейчас как раз пытаемся учить его буквам. Выкладываем слово МАМА из кубиков и произносим, иногда силком указывая ему на слово, иногда подпихивая ему под глаза. Он пока никак не интересуется, всячески уворачивается и т.д. Решили пока больше ничего ему не показывать из букв и слов, пусть привыкнет к этому одному). - В.: Это слишком рано. К буквам надо еще подойти. Сначала учите слова на картинках и в жизни, потом будете учить их “описание”. Например, большая кровать, маленькая кровать и т.д. Потом будете учить цвета и т.д. Это вам задание на ... 1 год. Потом будете учить буквы. Даже не учить, а распознавать.

(А.: На людей смотрит, но чаще смотрит мимо них, сквозь них. Больше всего контактирует с мамой, а в наши глаза тоже смотрит, заглядывает, но значительно реже).  - В.: Это типично, я их узнаю по этому взгляду.

(А.: Но мне кажется, что нас он от остальных людей не выделяет особо, а только
потому, что мы к нему нежны и он может от нас чего-то добиться).
- В.: Не думайте так, они не умеют выказывать свои чувтсва. Я уверена, он вас любит.

Напишите, начали ли вы заниматься.

А теперь еще совет, как с ним заниматься. Давайте не ждать помощи правительства и каких-то там грантов. Время идет. Дело в том, что у моего сына в школе есть ассистент-психолог. Я у неё спрашивала, как быть с 8-летними. Ведь ваш брат уже “выработал” некий характер и у него есть некое отношение к миру. К нему не всегда подойдет то, как здесь занимаются с 3-летними.

Я так поняла, что заниматься с ним придется его маме. Пусть мама выберет 1 час. Надо заготовить картинки. Напримет: “человек кушает (если это его фото, как он кушает, то просто здорово)”. “человек читает книгу”, “человек пишет ручкой”, “человек бегает, смотрит ТВ, спит”.

Мама положила еду на тарелку (немного), села около сына (спокойно). Показала ему картинку, сказала кушать (одно слово!!!). Кушаем. Он хочет убежать. Поймать. Привезти, посадить на место (лучше к себе на колени), сказать “кушать” и показать на картинку. Порцию сели (пусть мама кормит его ложкой, или лучше сам). Потом посмотреть на него и спросить “еще?” или все? При слове “еще” показать картинку, кивнуть головой, при слове все убрать картинку, помотать головой. Первый раз не надо ждать ответа, а положить еще немного еды на тарелку и сказать “еще кушать” и продолжать кормить. Потом закончить кормить и сказать “кушать все” и убрать еду, тарелку и т.д.

Потом показать картинку “читать”. Посадить на коленки и читать книгу. Если убегает, привезти, посадить на коленки и продолжить чтение до конца. Потом закрыть книжку, показать на картинку, сказать “читать все”, убрать картинку.

Показать картинку “прыгать”, сказать “прыгать” и попрыгать вместе с ним. Потом показать картинку, сказать “Все прыгать”, убрать картинку.

Показать картинку “рисовать” и т.д.

ТАК КАЖДЫЙ ДЕНЬ!

На вторую неделю показать 2 картинки подрад. Например “кушать и читать”. Сказать, “сначала кушать, а потом читать. Когда кушает, показывать на кушать и говорить “кушать”. Если убегает, привезти обратно, показать на “кушать” и сказать “кушать”. Потом сказать “все кушать” и показать на картинку читать. Посадить, взять книгу и читать.

Через месяц или 2 месяца примерно показывать уже ряд картинок и говорить “сначала кушать, потом читать, потом смотреть ТВ, потом играть, и т.д.”

Все это выполнять от начала до конца!!!! Я не завидую вашей маме, но это даст результат, он начнет видеть смысл в жизни и в том, что происходит каждый день. Это ужасно трудно!

У всех аутистов каша в голове, которую надо упорядочить. Каждое действие должно иметь НАЧАЛО и КОНЕЦ!!! Тогда из каши возникнет некий образ мира. Они сами не могут упорядочить, им надо помочь. Игрушки и книги не должны валяться на полу и т.д. Их надо прятать или определить им место. Взял игрушку, поиграл, положил на место. Поел, убрал, спрятал еду всю. Он не должен кушать один. Пусть мама сидит около него и кормит. Они еще могут и подавиться. Если ему трудно сидеть на стуле, посадите на коленки.

Еще один совет насчет ТВ. Можно использовать ТВ как “взятку”. Например, что-то он сделал хорошо, что вы его просите. Включить ТВ, посмотреть с ним одну программу и выключить. Здесь начнется истерика – к этому надо быть готовым, но стоять на своем. Тихо, спокойно взять на руки и сказать: “ТВ потом” и так каждый раз. Он поймет концепцию “потом” в конце концов.

Насчет одевания, чистки зубов и т.д. Это называется мелкая моторика рук.Относится к развитию пальчиков. Все это связано с развитием речи. Здесь тоже надо переходить идти от простого к сложному. Если он сам одевается, это огромный прогресс. Помогите ему! Установите некую последовательность: сначала трусы, потом рубашка, потом штаны. Он привыкнет и вы можете выучить слова, показывая ему. Например, сначала трусы - показывать трусы, потом штаны и т.д. Придерживайтесь примитивизма в речи. Например, не говорите, штаны и джинсы. Называйте все штанами. Через несколько лет он сам начнет различать джинсы и штаны. А пока задача – выучить одно слово.

Теперь зубы. У моего сына была огромная проблема с чисткой зубов – он терпел ничего во рту. Потом помогла мягкая щетка. То есть настолько мягкая, что её совсем не чувствуется.

Свою щетку из всех остальных еще не узнает, скорее всего он не понимает, что у него есть какая-то своя. Это тоже я думаю когда-нибудь придет. Это концепция мой-твой-чужой. Приходят к нормальным детям примерно в 4-5 лет. Т.е. здесь надо подождать. Может быть поможет завести отдельный стаканчик с щеткой, который отличается от остальных.

(А.: Из занятий, которые с ним пока проводим. Пытаемся рисовать линии. Ставим несколько точек, и соединяем их. Он мало интересуется, но все равно продолжаем). - В.: Да, продолжайте. Может быть не несколько точек – ему тяжело, а только 2 точки и добейтесь, чтобы он делал это самостоятельно. Я вас спрашивала, любит ли он машины. Если да, то эти точки разместите так, чтобы при соединении получилась машина. (Это намного позже, когда не будет проблем в соединении 2 точек).


(А.: Приобрели конструктор. Там всего четыре детали, все разных цветов, очень яркие. Вставляются друг в друга(там есть впадины и выпуклости, как в пазлах) и образуют верблюда. Его пока привлекают только две из них (наверное по цвету). Мы показываем ему эти две детальки вставленными друг в друга, разнимают и кладем рядом друг с другом перед ним. Сначала он просто ложил  одну на другую, желая, чтобы они сами по себе соединились. Затем мы его руками несколько раз вставляли - вынимали их. После ложили их рядом с собой так, что только надо нажать и они сцепятся. Он это проделывает. Ему хочется, чтобы они были сцеплены, но пока сложить их теми частями, какими они могут сцепиться, он не может. Поэтому это мы делаем это пока за него. Думаю следующей задачей он должен будет сам их полностью складывать и сцеплять). - В.: Это просто прекрасно! Продолжайте работать с этим конструктором. Все время усложняя, но не спешите. Добейтесь, чтобы одно простое упражнение было выполнено до конца. У него слабые руки и он физически не может их сцеплять – найдите что-нибудь, что сцепляется не так сложно.

Еще упражнений для развития пальчиков. (Я не знаю, на каком уровне находятся пальчики, но эти упражнения можно начать с больших предметов по размерам, и если он хорошо выполняет их, постепенно уменьшать размер)

  1. Самое легкое: Взять небольшой ящик песка (мы брали ящик риса), в него спрятать камушки (если руки совсем не развиты, то большой размер, а если более-менее, то монетки). Начните с 2-3 камушкев и ищите их в песке – вынимайте и кладите рядом с коробкой. Постепенно переходите в монеткам, увеличивая их количество. Доходите до 10-15 камушком. Помните, что как и с предыдущими упражнениями, заканчивайте упражнение говороите “Все” и убирайте все, чтобы не было доступа.
  2. Игра с водой. То же самой, налейте воду в мелкую плошку, положите туда же камушки. попросите достать.
  3. Вода: возьмите 2 больше кружки и попросите перелить из одной кружки в другую (если он не понимает, чего вы хотите – покажите ему). Размер кружек зависит от степени разработанности пальчиков.
  4. Пластилин. Разогреть его сначала, чтобы он был очень мягкий – попросите скатать шарик, домик и т.д. просто покатать по столу. Он должен учиться нажимать, а пластилин – лучшее для этого. Многие такие дети НЕ любят с ним играть. Приучайте постепенно.
  5. Каранлдаш. Карандаш должен быть тяжелый. Наденьте на него либо шарик из пластилина, либо гайку. Ему тогда будет легче обращаться с ним.
  6. Бусы. Опять-таки в зависимости от развитости руки выбирайте размер бус и ниток. Мы начинали с огромных кружков из бумаги, в которых проделано большое отверстие и продевали на веревку, а потом через 2 года перешли уже совсем к маленьким и он их надевает на совсем тоненькую нитку.
  7. Складывайте бумажки. Просто складывайте бумагу пополам, постепенно усложняя.
  8. Насчет рисования линий. Если он обращает внимание на звуки, то очень помогает, например, рисовать линию (мама рисует) и при этом издавать звук. Линия закончилась, звук остановился. Когда он стал рисовать – повторите звук. Некоторые это очень любят.
  9. Обучите его примитивным знакам. Например знак “Стоп”. Например, он что-то делает, сказать слово “стоп” (очень твердо и громки), и вытянуть вперед руки и самим не двигаться. Он привыкнет, будет обращать внимание и у вас будет некое орудие, чтобы управлять им. “Пить” - показывать рукой, что вы пьете. “Слушать” - трогайте мочку уха.
  10. После того, как вы выучите картинки (кушать, гулять и т.д.), то вы ему будете их показывать и он будет выбирать то, что он хочет и показывать вам. Но это в будущем.
  11. Очень хорошие упражнения – паззлы. Покупать ничего не надо. Нарисуйте машину, дом и т.д. (примитивные), потом разрежьте и сложите обратно. Попросите его сложить обратно. Например, нарисуйте большую машину, отрежьте колеса, попросите поставить обратно колеса (прдварительно поставив сами). Потом тоже самое с домом, человеком, и т.д.
  12. Еще раз пальчики. Положите в ряд камушки (монетки) и попросите перевернуть на другую сторону.
  13. Резинку на большой палец и указательный и растягивать. В зависимости от степени разработанности пальчиков – резинка слабая или пожестче.

Этого вам хватит надооолго. Главное – каждый день, даже понемножку. Дело в том, что у них очень рассеянное внимание, их надо буквально подводить к предметам, показывать на них и повторять несколько раз.

Вы уж извините меня, я наверное вас совсем замучила своими упражнениями. Но я просто вижу, как они помогли нашему сыну. Некоторые упражнения могут показаться вам примитивными, но дело не в том, может он их выполнять или нет. Теория такая: посредством упражнения вы развиваете 1) внимание, 2) появляется концепция “начало – конец” каждого дела. С начала будет очень сложно. Ребенок не должен “слоняться без дела” и один. Я понимаю, что невозможно уследить за ним целый день. Но найдите хотя бы 30 минут в день, потом увеличьте до 1 часа, потом до 3. Некоторые здесь считают, что заниматься надо до 6 часов в день, но все это конечно зависит от ребенка. Под заниматься подразумевается следующее. Например та де подготовка ко сну – это “дело”. Оно состоит из набора действий. Конечно, идеальный вариант – это сделать фотографии, например вам или мымы, которое сопровождает каждое действие.

Давайте опишем:

  1. Говорить “пора спать”
  2. Что надо делать?
  3. показывать картинку, например, снимать одежду, и сопровождать картинку снимать одежду словами “снимать штаны, рубашку, трусы”
  4. показать картинку “одеть пижаму” и сопровождать словами “одевать пижаму”, одеть пижаму.
  5. Умываться – показать картинку “умываться” (причем отдельную как для рук, так и для лица).
  6. чистить зубы – картинка + слова.
  7. писать, какать – картинка + слова.
  8. спать – картинка + слова.
  9. читать книгу перед сном либо закреплять картинку с предметами.

И так на каждое действие. У нас даже было описание как есть суп. Все упражнения, которые я описывала, НЕЛЬЗЯ оставлять на виду! Позанимались рисованием, сказали “все”, убрали в коробку.

Да, еще очень важная концепция - “Да” - кивнуть головой и “Нет” - помотать головой. Он месяца 2-3 может не будет понимать, потом потихонечку поймет и вам станет немного полегче.

Если в течении дня вы видите, что он начинает “слоняться” - надо занять хотя бы на 2-3 минуты (книжка или работа с пальчиками и т.д.)

Упражнения с пальчиками каждый день. Много раз – только тогда наступит улучшение и можно уже браться за карандаш!

Еще к слову “стоп” - например, на листе бумаги вы чертите линию, сопровождая её словами, по окончании линии говорите “стоп” и остановитесь и прекратите говорить. Либо поете , потом “стоп” и прекращаете петь.

Через полгода примерно (зависит когда он поймет “да “ и “нет”) - надо начать учить “или” - это основополагающая в развитии речи (после этого вы можете начать задавать вопросы). Начните со смешного (только после обучения Да и НЕТ!!!!). Например, держите носок в одной руке, а в другой расческу перед тем, как одевать носок (один носок уже надет, чтобы он понял, что к чему) и спрашивать: одевать это (показать носок) или это (показать расческу). Сначала он не поймет, потом придет.

Потом из обучающих игр: это зовется “логические ряды” - но это все потом!!! Самый простой можно начать сейчас. Возьмите последовательность предметов и попросите эту последовательность повторить. Я вам продемонстрирую с цветами. Если он их еще не различает, то можно просто формы. Например, нарисуйте и закрасьте квадратики один за другим – красный, синий, желтый и поставьте кубики соответствующего цветы на них. потом нарисуйте просто квадратики, не разукрашивая, и попросите поставить кубики в той же последовательности. Это пример – но цвета пока еще рано. Можно взять последовательности вилка- нож – ложка. потом опять вилка-нож- ? он должен подложить ложку. Но, конечно, эту ложку сначала вы положите. Добейтесь, чтобы он понял. Может быть это займет 1 месяц, не сдавайтесь.

Попробуйте насыпать в ящик песка и намочить его -пусть играет. Постепенно он не будет бояться воды. Потом будет писать пальчиком на этом мокром песке. Не еще совет – не спешите. Я вас закидала упражнениями – я просто их описываю, так как боюсь забыть. Моему сыну по-моему хватило на 1 год.

Еще упражнение: сделайте книгу. Возьмите 5-6 больших по размеру картонок, скрепите их веревками, Приклейте картинки с предметами, которые вы учите. Пусть переворачивает каждый день и рассматривает. Почему картонки? потому что пальчики очень слабые, ему еще трудно переворачивать обычные страницы. Потом постепенно перейдете к книгам. И читайте, читайте. Любые книги – желательно с одними-двумя словами. Примитивные. Придумайте книги сами.

Эпилепсия сопровождает аутизм в некоторых случаях, а в некоторых – это возрастное явление и встречается без всякого аутизма и проходит с возрастом. Я здесь смотрела передачу об эпилепсии, у некоторых детей может вызываться просто просмотром ярких картинок! Вы писали о родовой травме – может быть действительно томография что-нибудь покажет? Смотрите сами. Еще бы я вам настоятельно посоветовала пройти детальное обследования у глазного и ушного.

Еще хочу сказать по поводу надежды – она должна быть всегда. Вы говорили, что у вашего мальчика большой прогресс за последний год. Мне это говорит о многом. По тому, что вы писали, у меня сложилось ощущение, что его проблема только в отставании речи. Это вводит вас в заблуждение – это понятно. Ведь сложно судить об остальном развитии, если ребенок не говорит. Научите его постепенно азбуке для глухонемых (“да” - кивок, “нет” - мотание головой). Пусть не говорит, но зато он будет давать вам знать, что он хочет! И еще, работайте с ним изо дня в день и вы увидите прогресс!!! Вы знаете, они очень медленные, у них замедленное развитие, но я уверена, что одним ранним утром он проснется и расскажет вам о своем сне. Мой сын этого еще не делает, но я уверена, что это еще впереди.

В одном письме я вас спрашивала о том, как он относится к толпе. Одной из частей терапии здесь – это помещение таких детей с другими детьми. Я НЕ уверена, что это осуществимо в условиях россии, но я вам просто опишу, а вы уж сами смотрите. Мой сын начал ходить в детсад в 4 группу вместе с 2-3 летними. Сначала было раз в неделю на 2 часа (я ходила с ним), потом 2 раза в неделю, потом 3 раза в неделю через год, тоже на 2 часа. Если у вас есть возможность, пусть мама ходит с ним в детсад (я так понимаю, что группа 3-4 лет ему подойдет) хотя бы раз в неделю. Потом увеличивайте время пребывания. Теория такая: маленькие дети учатся путем копирования того, что делают взрослые и другие дети. Аутисты этого не делают, они не копируют других людей, поэтому не учатся. Их надо научить копированию! И это лучше всего делать в детском коллективе. Если нет садика, то приглашайте к себе детей домой возраста 3-4 лет. Пусть играют рядом с ним, но надо это делать регулярно!!! Мне, конечно, легко писать и говорить... Просите его повторять за вами все, чтобы вы не делали. Я делаю – ты делаешь. Начать с простого и усложнять.

Еще ответьте мне на такие вопросы: как развивалась речь, когда начал Гу-Гу, развивается ли это Гу-гу или остановилось на каком-то месте и не идет дальше? Закрывает ли он ущи при громком звук и прячется ли? Боится ли собственного голоса (мой сын очень боялся говорить, так как боялся своего голоса и мы до сих пор боремся с этим)? Самое главное: появляются ли новые звуки в гу-гу и как быстро?

Вообще, он очень нормальный! Аутисты почти все, которых мы знаем – не выносят незнакомых людей и людей вообще. Многие не реагируют на родителей и до очень взрослого возраста. У него обычная реакция на людей, может быть немного не соответствующая возрасту, но это все придет!

Кто вам поставил диагноз аутизм? Как вы, наверное, знаете, есть еще одна болезнь – ADHD (дефицит внимания, гиперактивность), при которой тоже очень долго не говорят.

Но вернемся к аутизму. В садике он не играл с детьми – это нормально для них. Первое, это так называемая, параллельная игра, когда ребенок играет сам по себе, параллельно другим детям, что характерно, для 2-3 лет. Потом уже наступает стадия взаимодействиющей игры, когда начинается игра с другими детьми. Мой сын только-только входит в эту стадию. Приглашайте других детей – пусть играют. Он не играет с ними, но наблюдает (я в этом уверена), хотя кажется, что он вообще не обращает на них внимания – не верьте своим глазам. Пусть приходят к вам играть как можно чаще. Со временем он у них будет учиться!!!

Теперь насчет занятий – не думайте, что результат получится завтра , его не будет и послезавтра и послепослезавтра. Первые результаты у нас появились через полгода! А потом все лучше и лучше. Укрепляйте пальчики и при этом развивайте внимание!

Теперь о двуязычии. Какой у вас второй язык? Вы мне не писали, а это одна из больших проблем. Уберите один язык и придерживайтесь только его! Старайтесь, чтобы второго языка было как можно меньше. Потом научится. Все, что вы делаете или занимаетесь – придерживайтесь этого языка. Вы должны решить, какой язык оставить. Второй язык придет потихонечку, об этом не стоит волноваться. Здесь бы хоть на каком-нибудь говорил!

Мне было бы интересно узнать, как проходят занятия.

Что вы понимаете под монотонными играми? Опишите подробнее. какие игры играет, выставляет ли игрушки в ряд, правильно ли играет - например, кладет ли кукол спать и т.д. Бросает предметы на пол и потом смотрит на них?

Еще вопрос – откликается ли он на свое имя? Или надо звать много раз? Откликается ли он только когда мама зовет, или на зов чужого человека тоже поворачивает голову? Знает ли он. что “я” это “я”?

Насчет аутизма – конечно, они все разные. Есть и очень общительные, как например, мой сын. Их схожеть в том, что они не умеют общаться. Это заколдованный круг – они не общаются, так как не говорят, и не говорят, так как не общаются.

То, что вы описали, похоже на аутизм. Они в отношении к игре похожи друг на друга – в игрушки не играют, а используют их не по назначению.

(А.: Очень сложно сказать, увеличивается ли его говорение. Он всегда был очень шумным. Но если раньше он большую часть просто кричал, то теперь он как-будто больше говорит. Или это мне только кажется?) - В.: Попробуйте проверить. Например, если он за вами повторяет, какие звуки повторяет – односложные или многосложные. Посмотрите, называет ли он предметы по-своему. Если да, то очень хорошо. Он будет потом со временем употреблять нормальные слова, а пока, если вы услышите, что он что-то называет по-своему, попробуйте с ним называть его так же.

(А.: На свое имя он откликается когда как. Чаще его надо звать много-много раз). - В.: Да, это очень типично для них. Но если все же откликается, это большой прогресс. Очень хорошо использовать фотографии. Показывать и рассказывать. У меня было: “Миша в школе”, “Миша чистит зубы”, “Миша на улице” и т.д. У нас даже был целый альбом и постепенно он стал на себя показывать пальцем и называть и т.д.

Очень хотелось бы узнать, как проходят занятия и есть ли вопросы.

По поводу занятий – здесь эта система, которую я вам описала используется не только в борьбе с аутизмом, но и при занятиях с другими детьми, которые страдают другими недугами – только немного видоизменяют. В Канаде тоже существует некая неразбериха с аутизмом, так как явление это неизученное – приходится всего добиваться и узнавать самим. Мы тоже долго ждали ответов и т.д. Нам казалось – сейчас придут и помогут! Этого не случилось. А помогло ТОЛЬКО ТОГДА, когда мы САМИ с ним потихонечку начали заниматься – сначала 10 минут в день, потом побольше. Все в ваших руках! Не ждите особенных ответов, действуйте сами. я уверена, никто не знает вашего ребенка лучше вас. А сделать самим можно очень многое! Не теряйте времени и пробуйте сами.

 

Удачи!

Hosted by uCoz