13.2. Медикаментозная терапия (Общая характеристика основных лекарственных препаратов)

(из книги Е.М.Мастюковой “Лечебная педагогика”, 1997)

Одной из задач медикаментозной терапии детей преддошкольного и дошкольного возрастов при подготовке их к обучению является стимуляция их развития и улучшение компенсаторных возможностей мозга. Кроме того, важное значение имеет лечение остаточных проявлений органического поражения ЦНС, которые наиболее часто возникают в виде повышения внутричерепного давления, параличах и порезах конечностей, судорожного синдрома, синдрома двигательной расторможенности и эмоциональной возбудимости, вегетативно-висцеральной дисфункции, нарушениях зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Часто имеет место сочетание нескольких этих расстройств.

Лечение каждого ребенка проводится сугубо дифференцирование, обязательно под наблюдением врача! Следует помнить что у детей с отклонениями в развитии может наблюдаться индивидуальная непереносимость отдельных лекарств, парадоксальная реакция на некоторые из них, например, седативные (успокаивающие) препараты могут вызывать возбуждение, снотворные бессонницу и т.п.

Предупреждая родителей избегать самостоятельного лечения ребенка, мы считаем полезным, чтобы они ориентировались в общей направленности действия того или иного лекарства, внимательно наблюдали за ребенком и соотносили педагогические мероприятия с проводимым лечением.

Первая группа препаратов, которая наиболее часто применяется у детей раннего, преддошкольного и дошкольного возраста это препараты, стимулирующие обменные процессы в нервной системе и, тем самым, стимулирующие процесс развития психо-моторных функций. Эти препараты не только стимулируют белковый и углеводный обмен в ЦНС, но и способствуют удалению из организма токсических продуктов распада, повышают энергетические процессы и кровоснабжение в ткани мозга, способствуют дифференциации и активации нервных клеток и миелинизации проводящих путей. В целом, они улучшают функциональные возможности мозга и в раннем возрасте стимулируют его созревание.

Многие из этих препаратов противопоказаны при наличии судорог, повышенной возбудимости, двигательной расторможен-ности. В ряде случаев их необходимо сочетать с противосудо-рожным и успокаивающим (седативным) лечением.

Основные препараты этой группы:

Глютаминовая кислота активизирует углеводный обмен и окислительно-восстановительные процессы в ЦНС. Обезвреживает некоторые токсические продукты обмена. Улучшает проведение нервных импульсов в ЦНС и оказывает благоприятное воздействие на обменные процессы в мышечной ткани. Применяют при отставании психо-моторного развития, при ДЦП, при умственной отсталости, в частности, при синдроме Дауна. В ряде случаев применяют в комплексном лечении судорожного синдрома, преимущественно, с целью дезинтоксикационного действия.

Пирацетам (ноотропил) оказывает положительное влияние на обменные процессы мозга, способствует синтезу нуклеиновых кислот, фосфоролипидов, белков, улучшает мозговое кровообращение, способствует развитию ассоциативных связей и интегративной функции мозга. Положительным свойством препарата является то, что он не повышает судорожную готовность мозга. Препарат хорошо переносится и широко применяется при отставании психомоторного развития, речевых нарушениях, ДЦП, для стимуляции слуховой и зрительной функции.

Аминалон (гаммалон) усиливает энергетические процессы и обмен в ЦНС, повышает дыхательную активность тканей головного мозга, способствует усвоению мозгом глюкозы, улучшает кровоснабжение мозга и способствует удалению из него токсических продуктов обмена, повышает продуктивность мышления, улучшает память, оказывает благоприятное воздействие при нарушениях моторики и речи. Малотоксичен. Широко применяется при отставании психического и речевого развития, при ДЦП.

Церебролизин активизирует обмен веществ в клетках головного мозга, улучшает речь, моторику, память, внимание. Оказывает благоприятное влияние на вегетативную нервную систему, нормализует сон, аппетит, повышает умственную работоспособность, уравновешивает процессы возбуждения и торможения. Широко применяется при раннем органическом поражении ЦНС, при детских церебральных параличах, отставании речевого и умственного развития.

Пиридитол (энцефабол) активизирует обменные процессы в ЦНС, повышает двигательную и психическую активность, стимулирует развитие речи, повышает умственную работоспособность. Не рекомендуется назначать при повышенной нервной возбудимости и судорожном синдроме.

Пангогам оказывает одновременно стимулирующее и успокаивающее действие, облацаеттакже противосудорожной активностью. Стимулирует психомоторное и речевое развитие, улучшает физическую и умственную работоспособность, применяется при умственной недостаточности, задержках речевого развития, заикании, низкой умственной работоспособности, при судорожном синдроме, насильственных движениях (гиперкинезах), при лечении энуреза.

Пиридоксин (витамин В6 и пиридоксаль-фосфат) участвует в обмене жиров, играет важную роль в обеспечении нервной ткани необходимым количеством серотонина, синтезе аминокислот. Широко применяется у детей с различными поражениями ЦНС, особенно при ДЦП, при нарушениях умственного развития, отмечалось благоприятное действие больших доз витамина В, при болезни Дауна, при особой форме умственной отсталости, связанной с ломкой Х-хромосомой, а также при сочетании различных отклонений в психомоторном развитии с судорожным синдромом.

Цианокобаламин (витамин В12) — активизирует различные виды обмена в ЦНС, стимулирует процессы миелинизации нервной системы, стимулирует моторное и психическое развитие. Особенно часто применяется у детей с ДЦП.

Кальция пангамат (витамин В15) активизирует жировой обмен, ускоряет процессы миелинизации нервной системы. Применяется у детей, родившихся в асфиксии, соматически ослабленных, при гипотрофии, при длительном лечении антибиотиками, кортикостероидами, сульфаниламидными препаратами, а также при кожных аллергических заболеваниях (зудящих дерматозах).

Фолиевая кислота участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот, пуриновых и пиримидиновых оснований. Применяется при соматической ослабленности, анемии. Делались попытки лечения фолиевой кислотой особой формы умственной отсталости, связанной с ломкой Х-хромосомой. В качестве побочного действия отмечаются аллергические реакции и крапивница.

Липоцеребрин применяется как укрепляющее и тонизирующее нервную систему средство у соматически ослабленных детей, при нарушениях аппетита, у детей с отставанием в физическом и психическом развитии.

Вторая группа препаратов, которая наиболее часто применяется у детей с отклонениями в развитии это дегидратирующие средства. Мы уже отмечали частоту повышения внутричерепного давления у детей с отклонениями в развитии раннего органического поражения ЦНС.

Основные препараты этой группы:

Магния сульфат применяется как успокаивающее, снижающее внутричерепное давление и противосудорожное средство. Препарат включается в комплекс противосудорожного лечения. Применяется в виде внутримышечных инъекций и внутрь как составная часть успокаивающих и дегидратирующих (снижающих внутричерепное давление) микстур.

Диакарб нормализует внутричерепное давление при его повышении, снижая секрецию спинно-мозговой жидкости. Применяется внутрь.

При применении магния сульфата и диакарба назначают препараты калия, так как применение этих препаратов способствует усиленному выделению калия из организма.

Триампур нормализует внутричерепное давление, оказывает диуретический эффект, не влияя на обмен микроэлементов. Поэтому применение препаратов калия при лечении триампуром не требуется.

Фуросемид (лазикс) быстродействующий диуретик. Применяется, главным образом, при лечении острых состояний (частые судорожные состояния, угроза отека мозга). Назначается всегда с препаратами калия. Применяется как внутрь, так и внутримышечно и внутривенно.

Третья группа препаратов противосудорожные.

Фенобарбитал (люминал) является базисным противосудо-рожным препаратом, эффективен почти при всех видах судорог. Назначается внутрь, иногда используется как седативное и снотворное средство.

Дифенин оказывает противосудорожное действие без выраженного снотворного эффекта. Применяется при эпилепсии, в основном, при больших судорожных припадках. Стимулирует эмоциональные и психические реакции, поэтому его не рекомендуется назначать возбудимым и расторможенным детям. Вместе с тем, полезным считается сочетание дифенина с люминалом.

Хлоракон применяют при различных судорожных припадках (большие судорожные, малые пропульсивные, абсансы, психомоторные припадки). Часто назначается в сочетании с другими противосудорожными средствами.

Бензонал близок по действию к люминалу, но, в отличие от него, не дает выраженного снотворного эффекта. Кроме противосудорожного действия, оказывает слабое стимулирующее действие, улучшает умственную работоспособность и концентрацию внимания.

Гексамидин эффективен, прежде всего, при больших судорожных приступах. Является сильным противосудорожным средством. Снотворным эффектом не обладает, но часто провоцирует побочные действия в виде головной боли, нарушений равновесия (атаксии), тошноты, изменений формулы крови.

Карбамазепин (финлепсин, тегретол) противосудорожный препарат широкого действия, оказывает также психотропный эффект в виде повышения настроения и работоспособности. Среди побочных явлений наиболее частые потеря аппетита, сухость во рту, тошнота, сонливость, нарушения координации движений.

В качестве противосудорожных средств используются также:

диазепам, нитрацепам (радедорм) и многие другие препараты.

Одним из распространенных подходов к коррекции поведения у детей в зарубежной психологии остается бихевиористский подход, способствующий развитию взаимодействия родителей и детей. При этом подходе ориентация делается на наблюдаемые поведенческие реакции и применение специальных методик направленных на модификацию поведения. При этом подчеркивается важность привлечения родителей к процессу модификации поведения ребенка. Родителей специально обучают этой методике. При применении данной методики координатор программы (обычно психолог), прежде всего, определяет контролирует ли ребенок то, или иное свое поведение путем разграничения поведенческих реакций на респондентные и оперантные. Многие специалисты полагают, что родители могут эффективно контролировать поведение своих детей путем применения программ позитивного подкрепления. В зарубежной психологии разработаны специальные программы, которые помогают в домашней обстановке использовать метод подкрепления в целях поддержания желаемого способа поведения ребенка. Разработаны также программы так называемых символических подкреплений. Родителей специально обучают методам поощрения желаемых форм поведения с помощью как конкретных положительных стимулов, так и символических знаковых заменителей.

Методы, которые используют родители при руководстве поведением ребенка, должны учитывать сильные и слабые стороны детей.

Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям и, тем самым, преодолевать свои стрессовые состояния.

Важное значение в настоящее время придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.