Владимир ЖУЛЁВ

 

Школа спасения

 

“У нас всё не так, как у всех”, – говорит директор московской школы №1321 – Александра Михайловна ЛЕНАРТОВИЧ.

Здесь и вправду во всем царит какой-то свой, необычный порядок вещей. Помимо стандартной задачи по воспитанию и обучению, у этой школы, носящей символическое название “Ковчег”, есть “задачки” и посложнее.

Уже восемь лет в “Ковчеге” идет эксперимент по совместному обучению больных и здоровых детей. В этих условиях одни учатся милосердию, другие обретают уверенность в своих социокультурных возможностях.

Чтобы ежеминутно быть как можно ближе к детям и к их подчас недетским проблемам, свой рабочий стол капитан-директор “Ковчега” поставила не в тихом кабинете, а прямо в коридоре, при входе в школу.

Корреспондент “Управления школой” Владимир ЖУЛЁВ побывал на “борту” “Ковчега”, взял интервью у его “капитана” и у одного из помощников.

 

В.Ж.: Почему ваша школа называется “Ковчег”? Кого и от чего он спасает?

А.Л.: В Европе, под предводительством Жана Ванье, существует целая сеть общин, имеющих общее символическое название “Ковчег”. Особенностью этих общин является совместное проживание в них здоровых и больных людей. По аналогии с этой организацией и названа наша школа, потому что в ней обычные здоровые дети учатся вместе с больными.

Как известно, в нашей стране долгое время больные дети были изолированы от здоровых. Только в конце восьмидесятых “дауны”, дети, больные детским церебральным параличом и другими серьезными заболеваниями, стали свободно появляться на улицах города. И тогда все увидели, как их много.

В нынешних условиях, когда появляется все больше и больше детей с нарушениями в развитии, с трудностями психологической адаптации, совершенствование лечебной педагогики составляет одну из центральных общественных потребностей.

В существующей системе социально-психологической поддержки практически нет места тем детям, которые не нуждаются в стационарном лечении и в то же время, в силу своих особенностей, не могут обучаться в обычных школьных условиях. Эту группу “детей-маргиналов” составляют дети с эмоционально-волевыми нарушениями, ранней детской шизофренией, с минимальными мозговыми дисфункциями, вызывающими социальную, в том числе и школьную дезадаптацию, дети с психоорганическим синдромом, неврозами и ряд других.

Переход от дошкольного к школьному возрасту ставит родителей детей с подобными нарушениями перед необходимостью выбирать из трех зол. Либо идти на индивидуальное обучение, не дающее надежды на успешную социализацию ребенка в последующем возрасте. Либо соглашаться на обучение во вспомогательной школе, хотя ребенок имеет достаточно высокий интеллект для освоения программы массовой школы, – трудности обучения в этом случае связаны только с нарушением эмоционально-волевой сферы. Либо, отдав ребенка в обычную школу, быть готовым к тому, что с первого же класса он попадет в касту “паршивых овец”, от которых педагогический коллектив и родители благополучных детей будут стремиться избавиться. А для этого, как известно, есть официальный путь – направление на медицинскую экспертизу.

Очевидно, что существующая в данное время практика обучения детей данной группы требует коренного преобразования. Я думаю, этих детей с полным основанием можно отнести к своеобразной “группе риска”. Ведь поначалу незначительные нарушения, при отсутствии соответствующей помощи, могут приобретать развернутый и необратимый характер. Деятельность такой экспериментальной школы, как наша, может послужить моделью для изменения укоренившейся практики.

Тем более что отношение к аномальным детям всегда было одним из наиболее серьезных показателей нравственной зрелости общества.

 

В.Ж.: Какова суть эксперимента, проводимого у вас?

А.Л.: Наша школа ориентирована не на усредненные, принятые в традиционном обучении формы и содержание учебной работы, а на поиск собственных, в которых бы в наибольшей мере могли реализоваться возможности обычных детей и детей с отклонениями в развитии.

Работая в школе, я всегда живо интересовалась и изучала работу педагогических систем и школ самых разных направлений.

Идеолог вальдорфской педагогики Штайнер считал, что каждый человек от рождения болен. С этой точки зрения его последователи предлагали смотреть на процесс воспитания как на процесс лечения.

Мне очень близка такая позиция. Поэтому на процесс воспитания мы смотрим не с идеологической точки зрения, как нам пытались внушать долгое время, а как на каждодневное и ежесекундное внимание и заботу о ребенке. Причем мы в школе заботимся не только о его физическом состоянии, о его эмоциональном, душевном равновесии, но и о его поведенческом здоровье в неменьшей степени. Ведь в общении с ребенком важно не то, сколько с ребенком общаются и сколько для него делают, а то, как это происходит. И в этом смысле поведение любого ребенка зависит от нашего поведения.

Если не вполне здоровые дети все больше и больше замыкаются в своей, искаженной болезнями среде, то им не с чем сравнивать свои неадекватные поведенческие решения. Ведь сравнивать свое поведение с поведением педагога больному ребенку затруднительно. К тому же степень влияния педагога имеет определенные рамки, которые не позволяют ребенку его поведение “примерять” на себя. Поэтому обособленное общение больных детей только друг с другом лишь усугубляет ситуацию.

Поэтому мне кажется, что больные дети должны расти и развиваться в кругу здоровых детей, а не отдельно от них.

Чтобы обозначить эти принципы работы, мы и пришли к концептуальной интеграции с идеями общин Жана Ванье и даже назвали нашу школу “Ковчег”.

К тому же в ней достаточно много детей из православных семей. Да и большинство работников школы – люди православные. Так что этот библейский символ выполняет еще и некую консолидирующую роль в нашем школьном доме.

 

В.Ж.: Каковы критерии приема в “Ковчег” и каким образом определяются “не совсем здоровые” дети?

А.Л.: Каждый ребенок до зачисления в школу проходит системное диагностическое обследование и занятия с лечебным педагогом в группе или индивидуально. На основании заключения специалистов различного профиля намечаются основные направления индивидуальной учебно-воспитательной работы с ребенком. А в случае необходимости – требуемые коррекционные меры. В течение учебного года выявляется динамика психического развития детей, определяется действенность тех форм и методов индивидуальной работы, которые были намечены в начале учебного года. К концу года на каждого ребенка составляется итоговая медико-психолого-педагогическая характеристика.

Малочисленность детей в классах (10–12 детей) позволяет в полной мере реализовать требования индивидуального, дифференцированного подхода к учащимся: в соответствии с возможностями того или иного ребенка давать задание разного объема и разной сложности; в ходе урока содержательно оценивать работы каждого ученика; организовать совместные решения учебных задач с распределением функций или ролей между всеми детьми таким образом, чтобы никто не оставался пассивным созерцателем или механическим подражателем происходящего.

Индивидуальный подход к учащимся лежит в основе всей практики школы. При зачислении детей и формировании классов учитываются как интересы отдельного ребенка, так и интересы класса в целом. Так же индивидуально решается вопрос о возможности и целесообразности перехода ребенка в обычную школу. Возможность такого перехода гарантирована тем, что в экспериментальном обучении формируются знания, умения и навыки, отвечающие нормативам традиционной школы.

 

В.Ж.: Как строится учебный процесс в вашей школе?

А.Л.: Деятельность учительского коллектива не исчерпывается передачей учащимся некоторой суммы знаний и дисциплинарным контролем. Основу учебно-воспитательной работы составляет трансляция качеств самой личности учителя. Это придумано не нами, а согласуется с тысячелетними традициями мировой и отечественной педагогики, переосмысленной на современный лад такими замечательными философами и психологами, как Лосев, Выготский, Рубинштейн, Батищев.

Свою работу мы строим на сближении школьной, внешкольной и домашней жизни ребенка. Это подразумевает равноправное сотрудничество учителей, детей и родителей.

Атмосфера дома задается не только открытым, теплым общением учителя с учениками, но и особой организацией пространства школьной жизни, в котором должно быть уютно и удобно как дома. А также особым заполнением школьного времени, где внеклассные формы работы естественно вплетаются в систему классно-урочных занятий, делая жизнь ребенка разнообразной и полноценной.

Учебный процесс планируется таким образом, чтобы знания и умения, относящиеся к разным областям человеческой деятельности, могли гармонично соотноситься с внутренним опытом ребенка. Возможность формирования целостного видения и переживания мира закладывается интеграцией учебных предметов и интегративностью самой формы обучения, включающей игры, традиционные занятия, беседы, экскурсии и многое другое.

Короче говоря, весь учебный процесс направлен на становление не только образованного и психологически защищенного человека, но и человека доброго и отзывчивого.

 

В.Ж.: Какое дело считает самым трудным кормчий “Ковчега”?

А.Л.: Мне кажется, что самое трудное занятие на свете – быть ребенком. Особенно тяжело быть школьником. Большинство людей, работающих со школьниками, хорошо знают, чему и как учить маленького человека, но редко задумываются, зачем они это делают.

В.Ж.: Расскажите о наиболее интересных педагогах вашей школы.

А.Л.: Мне не хотелось бы выделять кого-то. Тем более что только благодаря моим преданным коллегам “Ковчег” смог не сбиться с курса за время своего восьмилетнего плавания.

Для меня все наши педагоги неповторимы и удивительны.

Вообще человек, работающий с особенными детьми, обязательно должен быть художником. По моему глубокому убеждению, профессионализм наших учителей основывается прежде всего на том, что каждый из них – это еще и уникальная творческая личность, способная создавать настоящие шедевры в той или иной сфере искусства.

Вообще я пришла к выводу, что помочь педагогу овладеть методами артпедагогики практически нереально. А вот человек искусства, не являясь даже профессиональным педагогом, овладевает техникой лечебного обучения. И дело здесь в том, что классический учитель всегда настроен учить ребенка чему-то определенному, так же как классический врач-дефектолог видит свою задачу только в лечении. А вот художник учит видеть мир другими глазами. Казалось бы, никакой определенностью здесь и не пахнет. Ну какой определенности можно ждать от волшебника, творящего чудеса? А наши педагоги, работающие с больными детьми, при всей видимой неопределенности происходящего на уроке умудряются совершенно ненарочито, творчески раскованно и вместе с тем мастерски выверенно подвести урочную деятельность детей к конкретным результатам – новым знаниям и умениям.

 

В.Ж.: Не могли бы вы, не называя имен, все-таки привести какой-нибудь конкретный пример?

А.Л.: Привели к нам однажды мальчика, который не говорил до четырех лет. Он совершенно не умел не то чтобы писать, но даже выполнять достаточно простые манипуляции руками. Его родители, вместо того чтобы поставить на нем крест, слава богу, привели мальчика к нам. И вот он попадает на нашу “кулинарно-терапевтическую процедуру” по выпечке плюшек. Вместе со здоровыми детьми мальчуган мнет и раскатывает тесто, лепит поначалу аляповатые, но свои, настоящие крендельки, которые потом вместе со всеми детьми пробует за чаем. И что вы думаете? После такого естественного выведения рук из состояния оцепенения и разработки их мелкой моторики он идет на урок и, хотя и плохо, уже пишет сам. Кстати, его родители рассказывали, что и заговорил-то он как-то совершенно неожиданно. В чем-то, может быть, даже не благодаря, а вопреки усилиям врачей. Вот это я и называю педагогическим чудом. Точнее, педагогическим чудом искусства. Ведь, в конце концов, для больного ребенка любое малое продвижение в самой примитивной деятельности – это подвиг, достижение, открытие.

Но самое интересное, что здоровые дети воспринимают это как должное. Больной ребенок не видит в их глазах ложного восторга или надменного превосходства. Эмоции ребят остаются естественными, потому что срабатывает их врожденное детское милосердие, разумеется всячески культивируемое педагогами.

Самое главное, что в результате больной ребенок чувствует себя таким же, как остальные, здоровые дети. Ведь у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы в первую очередь страдают такие показатели деятельности, как темп, целенаправленность, способность контролировать и оценивать себя.

Опыт показывает несомненную пользу такого объединения как для не совсем здоровых, так и для здоровых детей. Аномальные дети в этих условиях, под наблюдением психологов, психоневрологов и при участии педагогов, становятся социально адаптированными, перестают ощущать себя людьми второго сорта, внутренне раскрываются, тогда как для обычных детей событие с детьми необычными становится практикой терпимости, доброты, внимания к достоинству не похожего на других и не очень счастливого человека.

В.Ж.: Расскажите немного о ваших немецких коллегах, приехавших к вам в гости.

А.Л.: Уже четвертый год в нашем “Ковчеге” работает врач и педагог из Германии, которого зовут Экарт Хенцлер. Сегодня к нам приехали его друзья из мюнхенского общества “Эхо”, работающие в общинах, о которых я упоминала вначале. Эти люди проводят с нашими детьми непривычную для нас, но очень интересную пятидневную акцию.

 

В.Ж.: Какие конкретные воспитательные и образовательные цели могут быть достигнуты в процессе этой акции?

Э.Х.: Мы хотим помочь детям понять, что они сами могут что-то делать для улучшения и преображения окружающего их мира. Причем они должны понять, что все вместе они могут гораздо больше, чем поодиночке.

Сегодня зачастую дети живут как будто в клетках, мало общаясь друг с другом. В ходе этой акции они увидят, что общение, да к тому же с людьми, говорящими на разных языках, может способствовать пониманию, если у этих людей есть какая то общая цель. В данном случае этой целью является благоустройство школьного двора. Причем сам процесс благоустройства не выглядит какой-то скучной обязанностью по уборке мусора с территории, так как проходит в форме ролевой игры, сценарий которой они придумывают сами в процессе ее подготовки.

При этом нам хотелось бы, чтобы дети поняли, что для успешного взаимодействия с окружающей средой необходимо знать и уважать такие основные природные стихии, как огонь, воду, землю и воздух. Надо, чтобы дети почувствовали, что вместе с ними в городе живут и ветер, и солнце, и дождь; что стихии могут жить в каких-то прирученных человеком состояниях: огонь – в печке, вода – в колодце или в водопроводе. Каменный дом тоже является частью земли. А воздух не только позволяет нам дышать, но и дает возможность нам произносить слова и даже петь. В общем, дети должны понять, что все мы, люди, живем с этими стихиями и, в сущности, сами из них состоим.

Дети должны понимать, что, живя в таком огромном городе, как Москва, тем более нельзя забывать об этом. Потому что природа здесь находится в еще большей зависимости от человека, чем в сельской местности. В этой акции большую роль играет интеграционный аспект, так как в ней могут принимать участие как маленькие, так и большие дети.

Самое главное в нашей акции, чтобы дети сами придумывали какие-то варианты развития сценария игры и реализовали их с нашей ненавязчивой координационно-технической помощью.

В.Ж.: Александра Михайловна, как вам удалось найти и объединить столь нестандартно мыслящих педагогов?

А.Л.: В свое время благодаря грантам Сороса мне удалось отправить ряд учителей на стажировку за рубеж. Это, конечно, дало свои результаты. Так что сейчас с четвероклассниками, которые три года назад пришли в первый класс к Экарту, уже работают и другие педагоги. И, как видите, результаты налицо. А все потому, что их работа не ограничивается понятием “надо”, а зиждется на любви к детям.

Они спасают детей, а дети – спасают их. И чем дальше мы плывем, тем все понятнее становится, что это так.

Это и есть наш “Ковчег”.

Hosted by uCoz