Зеркало "Гизелла"

Ольга Семиволос

В центре "ОЗОН" есть хитроумные устройства, помогающие взрослым работать, а детям выздоравливать. Например, так называемое зеркало Гизелла, делящее помещение пополам и допускающее видимость только с одной стороны, с другой - непроницаемое. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо снять показания ребенка, особенно маленького, а он упирается, не хочет говорить с работниками следствия и прокуратуры - "большими грозными дядями в погонах".

Горе ломает людей, меняет их характер, психику, внешность, образ жизни. Даже взрослый, вполне состоявшийся человек не может перед ним устоять и остаться прежним. Трагедия в жизни ребенка - катастрофа всегда. Удастся ли ему выжить, не став парией, моральным калекой - это вопрос времени, условий, неравнодушия и сочувствия окружающих. Хуже всего, что фатальные события в судьбе ребенка нередко происходят не по случайности, а из-за жестокости, недомыслия или преступного невмешательства тех, кто должен охранять его безопасность.

Проблема насилия над детьми появилась не сейчас, но, по мнению специалистов, кризисы и девальвации сделали ее заметней. Есть такой закон соответствия - одно отражается в другом, поэтому если ненормальность и нестабильность - основная характеристика нашего общества, то стоит ли искать что-то отличное в мыслях наших сограждан? Страшно то, что нередко объектом эмоциональной, физической, даже сексуальной агрессии, становятся самые незащищенные.

Уже три года в центральном округе Москвы работает Психолого-медико-социальный центр для детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию "ОЗОН" (аббревиатура расшифровывается как "общество защиты от насилия") под руководством доктора медицинских наук, профессора Тамары Яковлевны Сафоновой.

Это учреждение единственное в своем роде. Подобные "ОЗОНу" объединения, занимающиеся детскими проблемами, решают в основном, вопросы, связанные с девиантным, проще говоря, предосудительным поведением ребенка, с трудностями в обучении, помогают детям с врожденными заболеваниями - ДЦП, отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии.

"ОЗОН" же априори создавался для тех, кто стал жертвой грубого обращения и преступления, кому необходима моментальная, экстренная помощь. Его задача провести психотерапевтическую реабилитацию, оказать пострадавшим медицинскую, социальную и правовую поддержку. Кроме того, центр занимается проблемами задержки психического развития ребенка, его социальной дезадаптации, исправляет педагогическую запущенность, отклонения в поведении, разбирается в попытках суицида. Помощь всегда оказывается бесплатно.

Основных направлений в работе центра - несколько, отмечу их отдельно, сейчас же пример из практики, в своей дикости, увы, совсем не исключительный.

Семья: мать, отец и девочки-близнецы, которым только исполнилось шесть. Дочки, хоть и родились в один день, но внешне непохожи и темперамент совсем разный - классический образец холерика и сангвиника. Брак их родителей стал результатом детской привязанности и юношеской полудружбы-полулюбви, так как росли по соседству, в одном дворе, и хорошо всем известная дразнилка "жених и невеста" в их случае обернулась реальностью, но совместная жизнь удавалась плохо: вечная нехватка денег, бытовые ссоры семью эту совсем не закалили, наоборот, подтолкнули к разъезду. Разрыв и развод. Но бросать девочек отец не собирался и по-прежнему заботливо забирал их из детсада, покупал что-то из вещей, в выходные забирал к себе. Все бы терпимо, если бы не неожиданно появившиеся изменения в поведении детей.

Тане, папиной любимице, ничего не стоило забраться на подоконник и крутиться там совсем голой, когда же мать одергивала ее, капризно возразить: "Ну и что, пусть дяди посмотрят какая у меня красивая грудь". В том же виде девочка подолгу разгуливала по квартире, добиваясь, чтобы мать и сестренка оценили достоинства ее худенькой фигурки. Вторая, и без того тихая, спокойная дочь вдруг замкнулась еще больше, как улитка прячется от чужих глаз в своей раковине, стала заикаться, плохо выговаривать слова.

"Катя, - спрашивала девочку воспитательница, - может быть, тебя наказывают дома? Шлепают ремнем? Обижают?-" Проверила: ни ссадин, ни царапин на теле девочки видно не было. Заметен был только страх, он провоцировал кардинальное нарушение речи.

Понять причину всего происходящего мама девочек не могла, однако, подспудно о чем-то догадывалась, что и послужило поводом обратиться в "ОЗОН". Специалисты центра, в том числе профессиональные психологи, подобно клубку, раскрутили эту историю, выяснив то, что у любого нормального человека вызовет дрожь.

Родной отец Тани и Кати Л. по-своему трактовал идею воспитания. Оставшись наедине с дочками, он, выражаясь формально, осуществлял с ними развратные действия, только в разной мере касающиеся каждой. Таня казалась копией, визуальным слепком матери в детстве и поэтому была фавориткой. Из нее он лепил будущую совершенную женщину, безупречную во всех планах, особенно в половом. Согласно его теории, а, по мнению психологов, все насильники подводят свои действия под определенную базу, никто лучше отца не сможет познакомить дочь с удовольствием, получаемым от секса, ведь он - близкий человек, никогда не причинит ей вреда, не сделает больно. "Лучше делать это с отцом, чем в грязном подъезде с глупым, заразным подростком, - повторял этот человек. - Когда моя девочка подрастет, данный мною опыт не позволит ей связаться с тем, кто ее недостоин". Пока же он только ласкал Таню, внушал какая она красавица, отсюда и ее сексуально окрашенные манеры.

Другая дочка была как бы наглядным пособием того, чем Тане становиться не нужно, материалом, на котором под отцовским руководством можно отработать элементы поведения будущей похитительницы мужских сердец. С ней он не церемонился, Катя не особенно занимала его мысли.

Усилиями работников центра против "псевдоотца" по полученным сведениям и данным возбудили уголовное дело. Сексуальное насилие над ребенком - одна из самых распространенных причин обращения к "ОЗОН". В среднем из 13 новых случаев, каждый седьмой из них происходит внутри семьи.

Разговаривая с психологом центра, Натальей Курасовой, узнала, что доказать вину преступника, совершавшего сексуальные манипуляции с ребенком крайне трудно. Дальше следственного отдела такое дело, вероятнее всего, не пойдет, так как в ход пускаются личные связи и контакты подследственного. Если же он единственный работающий член семьи, то звучат угрозы материального характера ("вот меня посадят, - и вы первые умрете от голода"), иногда - это нежелание выносить сор из избы. В течение двух лет только в четырех случаях насильник был наказан. Максимальный срок получил отчим, изнасиловавший свою приемную дочь - девять лет исправительных работ в колонии. Кстати, в истории с близнецами преступника отпустили. Его жена забрала из следственных органов свое заявление.

Действия психолога, как рассказала мне Наталия Куросова, начинаются с интервью-расследования, выявляющего основные, особенно болезненные для ребенка моменты происшедшего. Следующий этап - определение степени, в которой преступление повлияло на его развитие и сознание, дальше начинается курс реабилитации с применением различных психотерапевтических направлений: игротерапии, арттерапии, нейро-лингвистического программирования. В игре с куклами, рисовании, в сочинении маленького рассказа, в моментальных ассоциативных образах ребенок раскрывается глубже. Поняв его, можно нивелировать самые тяжелые, засевшие в памяти, словно заноза, подробности пережитого.

Характерная реакция ребенка, подвергавшегося физическим наказаниям или сексуальным контактам, проявление агрессивности. У девочек она направлена, как правило, на себя. Это может быть умышленное причинение себе боли, заниженная самооценка, чувство вины. У мальчиков, напротив, - вовне. С ними же случаются и нарушения полоролевой идентификации. Тогда кажется, что ни одна девушка не посмотрит в его сторону, и преступника привлекли именно немужские, гомосексуальные черты его внешности и поведения.

Психолог вместе с адвокатом готовит ребенка к суду, присутствует на допросах, его очных ставках с подозреваемым. Нельзя допустить, чтобы страх перед насильником вспыхнул на процессе снова.

- Однажды мимо подростка, собирающегося дать показания, конвоировали его недавнего обидчика, и это минутное столкновение в коридоре суда лишило его воли, парализовало мысли, - рассказывает психолог Наталья Курасова. - Когда парню публично дали слово, он побоялся подтвердить очевидную вину подсудимого. Его присутствие внушало панический ужас, чувство, что этот человек опять способен причинить ему боль.

В Англии, например, избежать подобных ситуаций помогает практика изоляции в помещении суда жертвы от преступника. Ребенок отвечает на вопросы судьи, не видя насильника, в специально оборудованной комнате. Связь идет через монитор и переговорные аппараты.

Ребенок может довериться уже знакомому ему человеку и не будет знать, что по другую сторону матовой стенки за их диалогом пристально следят.

Гордость центра - сенсорная комната, оснащенная качественной видео-аудио аппаратурой, светомузыкой. Оформление, как мне показалось, выдержано в каком-то сюрреалистическом и космическом стиле: отсутствие окон, светильники в виде колб, в которых переливается сверкающая жидкость, перламутрово-голубая обивка стен - необычно и красиво. Здесь, под наблюдением медсестры ребенок может проводить часы, рисуя, фантазируя, просматривая подобранные для него кассеты. Такое время провождение, по мнению детских врачей, успокаивает напряженные нервы, расслабляет, снимает мышечный зажим.

Скоординированное и четкое функционирование центра, несомненно, обеспечивает его штат, состоящий из разнообразных квалифицированных специалистов - это уже упомянутые психологи, а также социальные педагоги, адвокаты, врачи (педиатр, детский гинеколог, дерматовенеролог, психиатр). Их деловые связи, организаторский талант и общее радение за дело принесли "ОЗОНу" сотрудничество с общественными и государственными учреждениями Москвы, имеющими сходную или смежную специфику работы.

Районные органы опеки и попечительства облегчают доступ представителей центра в семьи, где предположительно сложилась неблагополучная для детей атмосфера. Без этой поддержки, не считая помощи милиции, появиться на чужой территории, в частной квартире с расспросами и наблюдениями работник центра не имеет права.

НИИ Педиатрии РАМН, ЦКВИ им. Короленко, Центр планирования семьи бесплатно организуют медицинские исследования и процедуры, как правило, очень дорогостоящие, для определения диагноза и состояния ребенка, попавшего в "ОЗОН".

Приют Центрального округа Москвы служит временным убежищем для тех, кто бежит от собственных родителей. Недавно в центр самостоятельно пришла 12-летняя девочка, лицо которой было сплошным, единым кровоподтеком. Похмельные ломки и последующее моментальное опьянение матери периодически переходили в драки и скандалы. Войдя в раж, взрослая женщина, как фурия, бросалась на дочь со всем, что подворачивалось под руку будь то порожняя бутылка или тяжелый сапог. Девочку на какой-то срок устроили в приют, надеясь тем временем утихомирить ее садистку-мать, найти на нее управу.

Побои, наказания, сексуальные домогательства - целая глыба настоящего, не придуманного горя, но это только составная часть проблемы, именуемой "жестокое обращение с детьми". Пренебрежение нуждами и потребностями ребенка, эмоциональное насилие, нежелание или неумение найти с ним общий язык - к таким или подобным этим заключениям психологи приходят каждый день, опираясь на конкретные случаи в анализе отношений детей и родителей.

Первоклассницу Наташу привела в "ОЗОН" ее опекун Галина Васильевна. Женщина была напугана тем, что решением специальной комиссии девочку удалили из школы. Две недели Наташа не посещала занятия, слонялась дома. Было ли справедливым заключение школьного психолога о неуправляемости и потенциальной опасности Наташи для сверстников, или она может обучаться в массовой школе - ответ на эти вопросы Галина Васильевна надеялась получить в центре.

Поводом для исключения из школы стали некоторые неадекватные моменту реакции ребенка. Однажды первый "Б" высыпал на перемену, мечтая расстаться с излишком еле сдерживаемой энергии. Наташа, как и все, восторженно визжа, носилась по коридору. Внезапно ее останавливает школьный завуч. У девочки же на это прикосновение и неожиданное вынужденное торможение срабатывает странный рефлекс: она кусает педагога за руку. Почти вслед за этим происходит следующий инцидент. Ребенку кажется, что ее одну закрыли в классе, она даже слышит характерный звон ключей. Страх одиночества или боязнь замкнутого пространства побуждают Наташу разбежаться и со всего маху постараться вышибить дверь. Сильный удар плечом настежь распахивает створку незапертой двери, девочка по инерции пулей проскакивает в нее и буквально "впечатывается" в стоящих рядом одноклассников. Столкновение встряхивает всех. Всем больно. И она от злости или оттого, что все произошло моментально, не сообразит, как ей поступать дальше, провоцирует с детьми драку.

"Что нужно сделать, чтобы проверить заперта ли на самом деле дверь?" - спрашивают Наташу в центре. Проигрывают ситуацию опять. Все из комнаты выходят, оставляя девочку одну. Проходит минута, две: тишина. Исчерпав терпение, заглядывают внутрь. Обнаруживается, что Наташа даже не тронулась с места, стоит в растерянности, не знает что предпринять. "Может тебе подойти к выходу?" - подсказывает ей кто-то из взрослых. Приблизившись к двери, девочка стучится и произносит: "Кто там?". Смешно - и грустно одновременно.

Отвлекаясь от этих странностей, надо сказать, что отметки у Наташи были достаточно хорошие, с интеллектом все в порядке. Однако незнание элементарнейших вещей бросалось в глаза, девочке не хватало культурных навыков, навыков обыкновенного общения.

Изучая ее случай, в центре выяснили: маму Наташи парализовало давно, опекунство оформили на ее не очень близкую родственницу. В семье Галины Васильевны к девочке относились неплохо, хотя ласки и внимания ей явно не доставало. Она не была там изгоем, но не была и любимым ребенком.

Оказывается, чтобы маленький человечек чувствовал себя нормально, чтобы он рос в гармонии с собой и миром, по заключению одного из западных врачей, его нужно обнимать как минимум четыре раза в день. С Наташей же могли не разговаривать часами, и не потому, что она наказана, просто не видели в этом необходимость. Через пару месяцев поведение девочки удалось откорректировать, научить ее задумываться над обоснованием своих поступков. Она была восстановлена в школе, помогли связи с московским Комитетом образования, постепенно нашла девочка и общий язык с одноклассниками.

К сожалению, не всем удается помочь. Есть дети, которые так и не раскрываются, окутывают себя паутиной лжи, играют с взрослыми в "прятки". Однако случаев с положительным результатом гораздо больше. Ежегодно в "ОЗОН" обращаются более 300 детей, повторного появления в центре с той же проблемой не было ни разу.

Центр, точнее, работающие в нем люди щедро дарят свое тепло, спасают, дают надежду, и их доброта, действительно, как бумеранг, к ним возвращается. Иногда она выражается в самых искренних, сердечных словах, иногда в стремлении сделать подарок, например, одна корейская супружеская пара подарила центру видео-двойку, а представитель одного из европейских посольств - кожаную мебель.

Мне кажется, одно только сознание, что ты приносишь пользу, избавляешь от страха и мучительных страданий, очень дорого стоит. И именно это сплачивает коллектив.

Зачастую наша жизнь напоминает банальную игру в рулетку. Сегодня везет, все складывается замечательно, ничто не предвещает плохого. А завтра? Нет такого человека, который полностью застрахован от беды.

Контактные телефоны: (095) 265-0118 (Центр "ОЗОН"), (095) 265-2672 (Детский телефон доверия)

Сведения об авторе: Ольга Семиволос - независимый журналист

Опубликовано в журнале "Вестник благотворительности", 1998 г.

Hosted by uCoz