ОТЗЫВЫ

А. А. Москаленко.

[Найдено в Интернете по адресу: http://www.cl.ru/cls/fulltxt/r00067.htm]

Новая книга по проблеме детского аутизма

    В 1997 г. центр традиционного и современного образования «Теревинф» (Москва) осуществил издание книги О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинга «Аутичный ребенок. Пути помощи».

    Книга посвящена одному из сложных и довольно распространенных нарушений психического развития детей - раннему детскому аутизму, встречающемуся не реже, чем слепота или глухота.

    Тот факт, что это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам, и семьи, имеющие аутичных детей, нередко годами не могут получить квалифицированную помощь, побудил авторов адресовать данную книгу всем, кто так или иначе причастен к коррекционной работе - семье, учителям и воспитателям, дефектологам и логопедам, детским психиатрам и педиатрам.

    Авторы придают важное значение информированности общества о проблемах детского аутизма. Ведь детский аутизм, проявляющийся в самых разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. Зачастую такие дети, испытывающие огромные трудности в общении с другими людьми и требующие специальной поддержки, встречают непонимание, осуждение и даже отторжение. В результате как следствие страха перед появлением в общественных местах формируется вторичная аутизация всей семьи. В итоге большая часть аутичных детей при отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной поддержки окружающих признается необучаемой и социально не адаптируется.

    Авторы полагают, что в результате своевременно начатой кропотливой коррекционной работы возможно преодолеть аутистические тенденции и постепенно ввести ребенка в социум. Успеху социализации способствует достаточно часто встречающаяся одаренность ребенка в какой-либо сфере: особые способности к музыке, рисованию, «врожденная» грамотность.

    При написании книги авторами частично были использованы материалы лекций, прочитанных ими в 1996- 1997 гг. на семинаре по подготовке специалистов для работы с античными детьми, действующем на базе Института коррекционной педагогики Российской академии образования при поддержке Института «Открытое общество». Были включены ценные материалы, предоставленные другими сотрудниками Института коррекционной педагогики, а также Центра лечебной педагогики.

    Книга состоит из двух основных частей. В первой части рассматривается собственно синдром раннего детского аутизма, излагается современное понимание специфики этого нарушения психического развития, освещаются проблемы аутичного ребенка и его семьи, особенности и трудности его развития и социализации, приводится психологическая классификация для качественного различения разных типов аутизма.

    Во второй части предлагаются подходы к диагностике уровня психического развития аутичного ребенка и психологической коррекции, намечены пути помощи в его воспитании и обучении.

    Авторы приводят наиболее яркие внешние проявления синдрома детского аутизма, обобщенные в клинических критериях. Это:

    - аутизм как таковой, т.е. предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. При этом характерны трудности взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией, сложности в выражении своих эмоциональных состояний и понимании состояний других людей;

    - стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям и обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями - моторными ч речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;

    - особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего ее коммуникативной функции. По некоторым данным, даже в половине случаев это может проявляться как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз), отставание в правильном использовании в речи личных местоимений;

    - раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 лет).

    Анализируя причины развития детского аутизма, авторы указывают, что гипотеза о его психогенном происхождении не получила подтверждения, и разделяют мнение большинства современных исследователей о том, что аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана целым рядом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями.

    Действие различных патологических агентов (некоторые специалисты выявили более 30 различных патогенных факторов, способных привести к формированию синдрома раннего детского аутизма) вносит индивидуальные черты в картину синдрома. Поэтому учет этиологии, подчеркивают авторы, совершенно необходим для организации лечебной и учебной работы. Тем не менее для детей с синдромом раннего детского аутизма различной этиологии основные моменты клинической картины и проблемы, стоящие перед их семьями, остаются общими.

    Авторы подробно рассматривают одну из важнейших проблем, затрудняющих коррекционную работ)', - разграничение детского аутизма и других нарушений. встречающихся у детей. Очень важно, по мнению авторов, как для профессионалов, так и для родителей:

    - отличать аутизм и сенсорные нарушения: в частности, почти у каждого аутичного ребенка в младенчестве подозревают глухоту или слепоту;

    - установить соотношение детского аутизма и умственной отсталости;

    - отличать в некоторых случаях речевые трудности при детском аутизме от других нарушений речевого развития. При этом самым главным идентифицирующим признаком является характерное для глубоко аутичного ребенка глобальное нарушение коммуникации: в отличие от ребенка с чисто речевыми трудностями, он не пытается выразить свои желания вокализацией, взглядом, мимикой или жестами;

    - разграничивать детский аутизм и шизофрению, так как с их смешением связано множество не только профессиональных проблем, но и личных переживаний в семьях аутичных детей;

    - различать детский аутизм и нарушения общения, обусловленные особыми условиями жизни, воспитания ребенка. Так, нехватка эмоциональных контактов с людьми, недостаток впечатлений часто вызывают серьезную задержку психического развития у детей, воспитывающихся в домах ребенка.

    Анализируя особенности психического развития аутичного ребенка, авторы предпринимают попытку проследить, почему и как возникает данное нарушение. Биологическая недостаточность создает особые патологические условия, в которых живет, развивается и к которым вынужденно приспосабливается аутичный ребенок. Со дня его рождения проявляется типичное сочетание двух патогенных факторов:

    - нарушение возможности активно взаимодействовать со средой;

    - снижение порога аффектного дискомфорта в контактах с миром.

    Авторы подробно останавливаются на проявлениях указанных факторов. Они действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. В итоге авторы подводят читателя к пониманию конкретных источников как собственно аутизма, так и стереотипности в поведении ребенка.

    Аутизм развивается не только потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Стремление ограничивать взаимодействие даже с близкими людьми связано именно с их требованием от ребенка наибольшей активности, а как раз это требование он выполнить не может. Стереотипность также вызывается необходимостью взять под контроль контакты с миром и оградить себя от дискомфортных впечатлений, от страшного.

    В этих условиях обязательно развиваются особые патологические формы компенсаторной аутостимуляции, позволяющие ребенку уменьшить дискомфорт, например, однообразные движения с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. Тяжелые нарушения в аффективной сфере влекут за собой изменения в направлении развития высших психических функций, которые становятся инструментом для защиты и получения необходимых для аутостимуляции впечатлений. Авторы отмечают, как конкретно эта тенденция проявляется в развитии моторики, восприятия, речи и мышления.

    Среди поведенческих проблем авторы выделяют и описывают негативизм, страхи и самоагрессию.

    Показывая сложный путь развития аутичного ребенка, авторы указывают на необходимость видеть не только его проблемы, но и возможности, потенциальные достижения для успешной коррекционной работы по нормализации самого хода психического развития. Весьма полезной для практики может оказаться приведенная авторами детальная классификация детского аутизма. Авторы книги различают четыре группы детей с совершенно разными формами поведения, рассматривая их подробно и последовательно от самых тяжелых к более легким.

    Аутизм детей первой группы максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг. Семья таких детей обращается к специалистам в основном из-за отсутствия речи и невозможности организовать их: услышать жалобу, просьбу, добиться выполнения поручения. Такие дети обнаруживают в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. В быту они обычно не создают больших хлопот, пассивно подчиняясь родителям.

    Дети второй группы исходно более активны, менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен и проявляется не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, у них возможны проявления неудержимых влечений. импульсивные действия, генерализованная агрессия, тяжелая самоагрессия.

    Бытовые навыки вырабатываются у них с трудом, но легче, чем у детей первой группы.

    Детей третьей группы легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего - по способам аутистической защиты. Они выглядят уже не отрешенными, не отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. В этом случае родители обращаются за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями во взаимодействии с ребенком, его экстремальной конфликтностью. Хотя дети этой группы создают много проблем близким и нуждаются в постоянной помощи, в корректировке развития, они исходно имеют большие возможности в развитии активных отношений со средой и людьми.

    Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план выступает не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах, неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Психическое развитие здесь искажено в наименьшей степени, на первый план выступают его множественные нарушения. Формы аутостимуляции здесь не выработаны - именно этот признак наиболее ярко отличает детей второй и четвертой групп. При правильной помощи дети четвертой группы имеют наилучший прогноз социального развития.

    Располагая обширным экспериментальным материалом о жизни аутичных детей различных групп, авторы знакомят читателя с особенностями, проблемами и возможностями аутичных детей. Этот материал дал основания для вывода о том, что главным в реабилитации таких детей должна стать лечебная организация всей их жизни. При этом основная работа безусловно .ляжет на близких, но помогать им должна, по мнению авторов, целая команда профессионалов в составе врачей - педиатра и психоневролога, психолога, педагога-специалиста, школьного преподавателя (дефектолога или обычного учителя), социального работника.

    Поскольку основные авторы являются психологами, в книге сделан акцент именно на работе психолога. Функции психолога авторы видят, во-первых, в психологической диагностике - определении доступного уровня, адекватных средств взаимодействия ребенка с людьми и средой. На этой основе психолог может определить возможные дальние и необходимые ближние цели работы, наметить программу психического развития и социализации ребенка. Во-вторых, психолог должен взять на себя психологическую помощь семье, ее поддержку в организации общего режима. Обучение близких ребенка методам специальных занятий с ним - это тоже задача психолога. Исследуя проблему диагностики уровня психического развития, авторы исходили из того, что диагноз, подставленный на основе клинических критериев синдрома, недостаточен для организации помощи конкретному ребенку. На начальном этапе нереально выявить возможности ребенка путем направленного обследования. Такое обследование постепенно станет возможным после установления контакта с ребенком, проведения с ним интересных занятий. При этом требования не должны превышать возможностей ребенка. В ходе наблюдения данные о раннем развитии, домашних проблемах, свободном поведении ребенка и его взаимодействии со взрослым суммируются. Общий характер этих данных соотносится с типичными признаками четырех групп детского аутизма. Однако действительную картину необходимо наблюдать в движении. Поэтому, анализируя динамику аффективного развития аутичного ребенка, психолог должен, по мнению авторов, учитывать два важнейших аспекта: изменения в способах аутостимуляции, самотонизирования, защиты от неприятных впечатлений и перемены в сфере реальной адаптации: в бытовом поведении, общении с близкими, приобретении социальных навыков.

    Проблемы воспитания и обучения находятся в фокусе внимания авторов книги, их освещение и составляет основное ее содержание. Рассматривая проблему воспитания, авторы уточняют формулировку, получившую распространение среди специалистов, начиная с 70-х годов: а именно, что главное лечение античного ребенка - это лечение обучением. По их мнению, недостаточно просто учить, так как даже успешное накопление знаний и выработка навыков сами по себе не решают его проблем. Поскольку развитие аутичного ребенка искажено, для него затруднительно применять в реальной жизни имеющиеся у него знания и умения. Таким образом, заключают авторы, речь скорее должна идти о лечебном воспитании, задачей которого является прежде всего развитие осмысленного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

    Установление эмоционального контакта с аутичным ребенком, развитие активного II осмысленного отношения к миру, развитие форм взаимодействия с ребенком, лечебный режим жизни, холдинг-терапия - вот основной круг вопросов, освещаемых авторами с точки зрения психологов, много лет занимающихся данной проблематикой.

    Большой раздел книги посвящен также подготовке аутичного ребенка к обучению, работе специалистов по организации занятий, общему развитию моторики (занятия физкультурой), развитию мелкой моторики, внимания, восприятия, памяти, речи. При этом авторы исходят из тезиса о том, что все дети с данным синдромом обучаемы и имеют предпосылки для дальнейшего интеллектуального развития. Отсутствие возможности обследовать интеллект сложного в поведении ребенка, недостаток его произвольного внимания не дают права говорить об умственной отсталости. При адекватной коррекционной работе, раннем ее начале, ребенок третьей, четвертой, а часто и второй групп может быть вовремя подготовлен к обучению по программе массовой школы.

    Эти выводы сделаны авторами, знающими специфику интеллектуального и эмоционального недоразвития при раннем детском аутизме благодаря многолетнему опыту коррекционной работы.

    Содержащиеся в книге знания о детском аутизме могут оказаться полезными для психологов и педагогов не только для диагностики и разовых консультаций, но и для реальной систематической помощи ребенку.

    Книга может принести несомненную пользу и читателям-непрофессионалам. Особый интерес читателя должно вызвать приложение 3 книги, в котором приведены воспоминания К.И.Алексеевой - бабушки, многие годы занимавшейся воспитанием аутичного внука. В приложениях 1 и 2 отражен ценный опыт педагогов, работающих с такими детьми, которых другие специалисты посчитали бы, возможно, «необучаемыми».

    Авторы включили в состав книги краткий словарь специальных терминов, чтобы облегчить чтение неспециалистам. Читатели, решившие более подробно ознакомиться с исследованиями в области раннего детского аутизма, могут воспользоваться помещенной в конце книги библиографией.

Hosted by uCoz